Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
- Отделение школы от Церкви - это устаревший термин, термин ленинского декрета, который в современном законодательстве уже не используется. Сейчас говорится о том, что наше образование имеет светский характер. А вот что такое светский характер, не конкретизируется. Поэтому люди, воспитанные при советской власти, думают, что светский - значит атеистический. На самом же деле светский - значит неклерикальный. В клерикальных учебных заведениях готовят клириков, духовенство, в светских готовят людей к светской, мирской жизни и работе. Сразу становится ясно, что все православные школы имеют светский характер: школьникам выдаются аттестаты государственного образца, выпускники поступают в обычные светские вузы.
Надо сказать, что в Минобразования уже понимают, что светский характер образования не значит атеистический. Поэтому, в частности, нам удалось ввести специальность "теология" в государственную классификацию специальностей - министерству стало понятно, что это образование религиозное, но тоже имеющее светский характер. Однако многие чиновники, стоящие выше, но не работающие непосредственно в этой области, этого не понимают и продолжают препятствовать.
Есть в нашем законодательстве очень странный термин - "обучение религии". Что это такое, закон не расшифровывает. По-видимому, под этим надо понимать катехизацию, то есть воцерковление человека. Вот в отношении обучения религии закон говорит, что оно может быть только факультативным. И Церковь это вполне устраивает: естественно, что катехизация должна проводиться при храмах, воскресных школах или факультативно при обычных школах по согласованию с родителями и администрацией. Но это далеко не исчерпывает религиозного образования.
Собственно, что такое религиозное образование? Это обычное образование, которое дается с позиций религиозного мировоззрения. Это значит, что преподаватель литературы не обязательно должен быть атеистом. Когда преподаватель литературы рассказывает о Гоголе, о Пушкине, о Толстом, о Достоевском, совершенно не зная, что такое христианство, - это же культурная катастрофа! Преподавание должно соответствовать содержанию предмета. Во всех гуманитарных и естественнонаучных вузах тоже, на мой взгляд, должны быть преподаватели, которые могут преподавать свои предметы с позиций религиозного мировоззрения. Я думаю, что на историческом факультете должна быть кафедра истории Церкви. Как можно отделить историю России от истории Церкви? Это невозможно, это просто скверный анекдот. Поэтому у нас настоящего преподавания истории и не было 70 лет: пытались изобразить историю России так, как будто были одни болотниковы, стеньки разины, пугачевы и больше ничего и никого.
В этом смысле религиозное образование имеет прав не меньше, чем атеистическое. Ведь образование оплачивается налогоплательщиками, и если, по статистике, гораздо более 50% населения считают себя религиозными людьми и хотят, чтобы их дети воспитывались в религиозном мировоззрении, то государство обязано обеспечить им это.
Что же касается основ православной культуры, то это ведь не изучение истории Церкви или Закона Божия. Речь идет о той культуре, от которой никак нельзя уйти в России. Возьмите русское зодчество, музыку, изобразительное искусство, литературу - все было православное. Вот у нас в МГУ на историческом факультете есть отделение искусствоведения, где изучается православное искусство. Это что, не основы православной культуры? Это даже больше - там же изучают иконы! Известные академики Лазарев, Алпатов написали огромное количества томов об иконописи - это же в университете делалось! Почему это можно было делать, а основы православной культуры - нельзя? Где логика?
Недавно на одном совещании, где были собраны высокие представители образовательных органов из разных регионов, когда шел неофициальный обмен мнениями, представитель весьма отдаленного региона сказал: "Я русским удивляюсь. У нас в любой школе преподают основы ислама. Никто никакого разрешения не спрашивает. И я могу сказать только одно: молодцы. А почему вы у себя в России все время должны разрешения у кого-то спрашивать, чтобы говорить о Православии?"
Изучать православную культуру в России так же естественно, как в Европе изучают католическую, и для того, чтобы это запрещать, нет никаких законодательных оснований.
"Нескучный сад"