Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РЕБЕНОК МЕЖДУ БОГОМ И ДЬЯВОЛОМ

фото А. ДроздовскогоСегодня пастырю Церкви приходится сталкиваться с тем, что души еще весьма юных людей, пришедших в храм, почти безнадежно поражены грехом. Жестокость, циничность и даже развращенность детей, которым всего 10-12 лет, просто пугает. Не может не печалить сердце каждого христианина то, что в наш словарный обиход прочно вошли выражения: "детская преступность", "детская проституция", "детская наркомания". А ведь дети - наше будущее. От того, какими они вырастут, зависит, какой станет завтра наша Родина - бездуховной пустыней или же возрожденной Святой Русью. И долг каждого православного священнослужителя и мирянина приложить все силы к тому, чтобы Россия не погибла.

…Быть может, все вышесказанное покажется кому-то лишь громкими фразами. Но это слова, которые родились от пастырского опыта исповеди детей, от жизненного опыта христианина, остро ощущающего себя чужим странником и пришельцем в безумном мире. Часто приходится слышать о том, что "нельзя навязывать детям религиозные убеждения". Причем говорят такие слова не только атеисты, но и многие из тех, кто считает себя христианами. Свою позицию они мотивируют тем, что нужно сначала ребенку сформироваться как личности, а потом уж делать свой религиозный выбор. Люди, говорящие и думающие таким образом, духовно слепы. Они не замечают той невидимой брани, той космической войны, которая идет за душу каждого из нас между Светом и тьмой, между Божественным и демоническим. Начало этой войны не откладывается до момента нашего совершеннолетия - она начинается с самого момента рождения человека. И более того: никто так не чувствителен к проявлениям духовного мира, как дети. Религиозное чувство присуще человеку с момента его рождения. Раннехристианский богослов Тертуллиан пишет, что "душа по природе своей христианка". Ребенок намного острее чувствует любое веяние из мира духовного, чем взрослый. Его душа еще как чистый лист, его духовные очи еще не закрыты толстым слоем разнообразных жизненных впечатлений и личных грехов. Но в определенной степени он и беззащитнее перед этим миром: взрослый сам может решить, нужно ли ему креститься, исповедаться, причащаться, а за ребенка это решают взрослые. И если взрослые решают отложить религиозное воспитание ребенка до момента его совершеннолетия или, еще хуже того, воспитывают его в безбожном, атеистическом духе, то тем самым безнадежно калечат его психику, создают благоприятную почву для разного рода психических отклонений, появление которых наиболее вероятно, в этом случае, у детей талантливых, мистически одаренных.

Когда я задумываюсь о потоке бесовщины, обрушивающемся сегодня на несчастных детей, то мне, взрослому человеку, становится не по себе. С экрана телевизора идет неприкрытая пропаганда демонизма. Огромные предприятия работают на создание так называемых "фильмов ужасов", смотря которые человек как бы раскрывает свою душу для мира падших духов. Появляются специальные бесовские игрушки. Мы же, взрослые, покупая детям игрушки, не задумываемся о том, что эта кукла или фигурка может быть далеко не безобидной. А между тем, в наше время расцвета магии и оккультизма, нужно быть осторожными и, прежде чем дать ребенку новую игрушку, перекрестить ее или покропить святой водой.

Вспоминается свое детство. Тогда среди ребят ходили так называемые "страшные истории" о различных черных руках, которые душили людей, и другие. В результате ребенок начинал или же испытывать чувство безысходного страха перед демоническим миром, от которого он, будучи некрещеным, или же крещеным, но не прибегающим к церковным таинствам, был совсем не защищен; или же относясь к ним скептически, еще более укреплялся в своем неверии в демонические силы. Бесам равно приятны и тот и другой вариант. А в то время на них работало и государство: слово "Бог" писалось с маленькой буквы, слово "дьявол" с большой. Когда же началась перестройка, стало можно говорить о духовности, то в массовом детском журнале "Пионер" вместо рассказа о Боге, о Церкви были опубликованы эти бесовские страшилки.

Но все то, что происходило в то время, - лишь прелюдия к тому, что обрушилось на нас сегодня. На любом углу вы можете приобрести "черную магию", за умеренную плату пройти курсы экстрасенсов или биоэнергетов. Демонизм приобретает все большую власть над душами людей… Что мы можем этому противопоставить? Лишь нашу твердую веру в Христа-Спасителя, нашу жизнь внутри Церкви. Мы должны помнить, что бесы перед Богом безсильны. Но чтобы Бог хранил нас и наших детей, необходимо, чтобы и все мы жили по данным Им заповедям. Чтобы жить в этом страшном мире без страха, нам нужно предаться совершенно на волю Божию; довериться ему так, как ребенок доверяется своим родителям, - полностью и безоговорочно, и Господь не оставит нас.

О душах же детей как наиболее безпомощных перед натиском демонического мира у нас должно быть особое попечение. Ребенка нужно крестить сразу после того, как исполнится 40 дней с момента его появления на свет, а если он слабый, то и раньше. Некрещеный, как младенец, так и взрослый, полностью пребывает во тьме и власти дьявола; крещеный же храним от сил тьмы Божией благодатью. Иногда младенцы во время таинства Крещения сильно кричат, но после того, как они крещены, миропомазаны - успокаиваются, становятся радостными и веселыми. Это связано с духовной войной, которая идет во время Таинства за душу ребенка: сатана не хочет выпускать его из своей власти, но перед Богом он безсилен. Крещеного же ребенка необходимо как можно чаще причащать. И Господь будет сам взращивать и укреплять его в той святой жизни, в которую он родился Святым Крещением.

Но порой люди приходят и говорят, что их младенец крещен, они носят его в храм причащать, а состояние души ребенка не перестает оставаться неблагополучным. Корни этого неблагополучия нужно искать в грехах его родителей, бабушек, дедушек и даже прабабушек и прадедушек, потому что грехи человека накладывают страшный отпечаток не только на нем самом, но и на его потомках вплоть до четвертого поколения. И если эти люди не покаются в своих грехах, тем самым сделают путь своих детей, внуков и правнуков к Богу более тернистым, потому что им придется бороться не только со своими грехами, но и с тем отпечатком, который оставили на их генофонде грехи предыдущих поколений.

Каждый из нас, а ребенок в особенности, находится в состоянии постоянного выбора, кому отдать свое сердце: Богу или дьяволу. Мы должны способствовать тому, чтобы дети, ответственность за которых мы несем, стали детьми Божиими, а не детьми погибели.

Архимандрит Зосима (Шевчук), "Ивановский епархиальный вестник"