Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НЕРАССУДИТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

Пока бабушка спит. Фото А.ГнедичаС болью и любовью о современном человеке говорил блаженной памяти греческий старец Паисий Святогорец (†1994). Сегодня мы печатаем размышления старца о взаимоотношениях родителей и детей, как порою нерассудительная родительская любовь духовно калечит детей, взращивая в них эгоизм, самолюбование, неуважение к старшим.

Умейте радоваться, испытывая лишения

Я заметил, что нынешние дети, особенно те, кто потом идут в университеты, портятся уже в родительском доме. Будучи вначале хорошими детьми, они впоследствии делаются ни на что не годными. Они ни о чем не задумываются, у них есть какое-то безчувствие. Их губят, портят их же родители, которые сами пережили трудные годы и теперь хотят, чтобы их дети не испытывали лишений ни в чем. Родители не возделывают в детях любочестия, чтобы те радовались от лишений. Понятно, что все это родители делают с добрым помыслом. Да, подвергать детей безсмысленным лишениям - это варварство. Но помочь детям приобрести монашескую совесть - чтобы они потом сами радовались, испытывая какие-то лишения, - это очень хорошее дело. Родители сами доводят детей до отупения, все приносят своим детям на блюдечке. Они делают это для того, чтобы дети готовили уроки и ни на что не отвлекались, но таким образом делают их ни на что не годными. Потому что потом дети хотят получать все готовым на блюдечке постоянно, а не только тогда, когда они занимаются уроками. А начинается это зло с мам: "Учи, сыночек, учи! А я тебе принесу носочки, помою ножки! Скушай сладенькое, попей кофеечек!" Дети не трудятся и потому не понимают, насколько устала их мать, которая их обслуживает. И так дети становятся ни на что не годными. Потом им и сама жизнь в тягость. Шнурок развязался: "Мама, завяжи!" Какого преуспеяния можно ждать от таких детей? Они непригодны ни для семейной, ни для монашеской жизни.

Они не могут вытерпеть ни малейшего стеснения. Как же после этого они смогут пожертвовать собой? Я помню в армии, если возникала необходимость идти на какое-то опасное задание, только и слышалось: "Командир, я пойду вместо него! Ведь он человек семейный - если его убьют, то дети останутся на улице!" А сейчас? Если и встретишь, чтобы человек шел на такую жертву, то крайне редко. Помню, как-то раз мы остались без воды. Командир нашел место на карте, где была вода, но там засели мятежники. Он говорит: "Идти опасно и света зажигать нельзя. Кто возьмется сходить и наполнить несколько фляг?" Подскакивает один солдат: "Я пойду!", подскакивает другой: Я!", за ним - третий… Вызвались пойти все! Я хочу сказать, что о себе не думал никто, не попытался найти какую-нибудь отговорку.

Сила материнской молитвы

Несчастных детей сегодня разрушают с помощью различных теорий. Потому они так взбудоражены, так заморочены. Ребенок хочет делать одно, но делает другое. Он хочет пойти в одну сторону, но дух эпохи уносит его в другую. Темные силы развернули страшную пропаганду, это они направляют ко злу тех юных, у которых в голове не хватает соображения. Некоторые учителя говорят детям: "Для того, чтобы быть инициативными личностями, не подчиняйтесь родителям". Так разлагаются детские души. В этом их поддерживает и государство, их подталкивают к этому. А те, кому нет дела ни до Отечества, ни до семьи, для кого нет ничего святого, используют такую молодежь для осуществления своих планов. Все это принесло много зла современной молодежи. Доходит уже до того, что диавола с рогами молодежь считает своим лидером. Поклонение сатане очень распространилось.

Маленькие дети уже озлоблены - от кофе, сигарет. Разве увидишь на их лицах сияющий взгляд, Благодать Божию?

Однажды на Афон приехал некий архитектор с группой ребят от 18 до 25 лет - человек десять их было. Сам он обратился к Богу раньше, и потому ему было жаль тех молодых, которые живут в разврате. Некоторых из таких несчастных он уговорил поехать на Святую Гору. И вот они шли ко мне в каливу, а мне как раз надо было куда-то идти, и мы столкнулись на тропинке. Только мы присели, как появилась группа детей, направляющаяся к моей каливе. Это были воспитанники Афониады (Афонская Церковная Академия, основана в 1753 г.). "Садитесь, - говорю, - и вы вместе с нами". Присели. Вот тут-то архитектор и говорит своим ребятам: "Вы ничего не замечаете?" Те удивились. "А ну-ка, сперва посмотрите в лицо один другому. А потом взгляните на лица этих детей. Посмотрите, как сияют их глаза! И посмотрите на наши с вами глаза - они все равно что глаза дохлой рыбы". И ведь правда! Их глаза были мутные, неестественные… А глаза детей из Афониады светились! Ведь в Афониаде воспитанники кладут поклоны, участвуют в богослужениях. Недаром и Христос сказал, что "светильник телу есть око" (Лк. 11,34).

Однажды ко мне в каливу пришел молодой парень. Мы долго беседовали, и я сказал: "Найди духовника и исповедуйся. Потом пусть он помажет тебя святым миро, потому что ты отрекся от Христа". Несчастный юноша плакал. "Помолись, отче, - просил он меня, - потому что я не могу выпутаться из этого болота. Мне сделали промывку мозгов. Я понимаю, что сюда меня привели молитвы моей матери". Насколько же сильны материнские молитвы!

Несчастные дети! Их опутывают всяческими учениями и делают не годными ни на что. Их охватывает страх, душевная тревога, и они ищут разрядку в наркотиках и тому подобном. Из одной пропасти - в другую. Да прострет Бог Свою руку и остановит зло.

- Геронда, а есть ли польза от того, что этим несчастным говорят, что такие учения - сатанинские?

- Конечно. Только говорить им об этом надо по-доброму.

- А как такая молодежь может познать Христа?

- Как они могут познать Христа, если, не познав Православия, они едут в Индию ко всяким там гуру, живут возле них по 2-3 года, от различных колдовских воздействий доходят до одурения, потом, живя там, узнают, что в Православии есть таинственная, мистическая жизнь, и приезжают сюда, желая видеть Нетварный свет, пережить высшие духовные состояния и подобное тому? А если спросишь их: "Сколько лет ты не причащался?" - то они отвечают: "Не помню точно, может быть, меня причащала моя мать, когда я был маленьким". "А ты когда-нибудь исповедовался?" "Этот вопрос меня не интересует". Разве можно ждать после этого чего-то хорошего? О Православии они ничегошеньки не знают.

"Чти отца твоего и матерь твою" (Исх.20,12)

До чего же дошли нынешние дети! Не могут вытерпеть ни единого слова. А уж где там вытерпеть березовой каши! Дети непочтительны, эгоистичны и неврастеничны, злоупотребляют свободой. Ребенок заявляет своим родителям: "Я отведу вас в полицию". Не так давно один пятнадцатилетний подросток накуролесил так сильно, что отец дал ему оплеуху. Тогда сыночек пошел в полицию, подал иск на собственного отца и того отдали под суд! Во время суда отец сказал: "Вы творите надо мной неправедный суд. Ведь если бы я не дал своему сыну той пощечины, то он угодил бы в тюрьму. А больно за него было бы не вам, а мне". После этих слов он схватил юного "истца", залепил ему две оплеухи и сказал: "Вот за эти оплеухи меня и судите, а не за ту".

Я хочу сказать, до чего докатились дети. Таков их нынешний "менталитет". В прежнее время родители ругали нас, могли дать нам ремня, но злого помысла у нас не было. Даже ремень мы принимали как ласку, не противореча, не углубляясь в то, сильно ли мы провинились или не очень. Мы верили, что ремень тоже шел нам на пользу. Мы знали, что родители любили нас и иногда ласкали, иногда целовали, иногда давали нам по затылку, потому что и родительская оплеуха, и родительская ласка, и родительский поцелуй - все это от любви. Когда родители бьют своих детей, страдает их собственное родительское сердце, а когда дети принимают от родителей побои, то у них болит только щека. Стало быть, сердечная боль сильнее, чем боль от пощечины. Что ни делай мать своим детям, - ругай она их, бей, ласкай - все это исходит от одного и того же любящего материнского сердца. Однако, когда дети, не понимая этого, разговаривают с безстыдством, противоречат и артачатся, они изгоняют из себя Божественную Благодать. А после этого уже закономерным будет принятие ими соответствующего бесовского воздействия.

- Геронда, но разве не бывают и горе-родители?

- Да, бывают. Однако детям, имеющим таких родителей, помогает Бог. Бог не несправедлив. И на грушах-дичках бывает полным-полно плодов. На Афоне, у дороги, ведущей к моей каливе, растет одна дикая алыча. Так на ней даже листьев не видно от множества плодов. Ветки ломаются под их тяжестью. А окультуренные деревья, несмотря на то, что их опрыскивают, часто не дают плодов вовсе.

- Геронда, а что такое духовная скромность?

- Духовная скромность - это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. Этот страх, эта скованность приносят человеку радование, они источают мед в его сердце. Духовный мед! Посмотри на какого-нибудь застенчивого мальчика - он уважает своего отца, держит себя прилично и от многой скромности не смеет даже взглянуть на него. Когда хочет его о чем-то спросить, заливается краской. Такого малыша можно помещать прямо в иконостас. А другой ребенок думает: "А ведь это всего лишь мой отец" и вольно, с наглецой разваливается перед ним. А когда ему что-то нужно, он требует это: "вынь да положь", топает ногами, грозит.

В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать, а те радуются, глядя на них. "Любовь не ведает стыда", - говорит авва Исаак. В любви есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. В любви такого рода есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх.

- Геронда, те, кто хотел разрушить общество, взялись за его основы, корни - за детей. Они их развратили.

- Все это недолго продержится. Зло разрушает само себя. В России разрушили все, но посмотри, что там творится сейчас, после того, как прошли три поколения! Бог не бросает людей на произвол судьбы. И грехи молодых нынешней эпохи Он будет судить неодинаково с грехами молодых людей нашего времени.

- Геронда, вы часто говорите, что сегодня все стремятся разложить. И систему образования тоже?

- Да. Разве вы не видите, что происходит? Разве это школы? Разве то, что сегодня преподается детям, это наш язык? Разве это наша история? И в отношении учебы нашей молодежи за границей надо быть внимательными во всех отношениях. А то и дети разлагаются, и родителям затраты, и столько денег уходит в карман чужому дяде. Молодым, воцерковленным ребятам, которые едут за границу, я всегда говорю так: "Поезжайте, раз вам этого хочется. Но будьте внимательны, чтобы не потерять свою веру. Приобретайте за границей одни лишь знания. И самое главное: не забудьте потом вернуться на Родину. Ваш долг ей помочь. Ваше место здесь - рядом со своими соотечественниками, чтобы они не были вынуждены мучиться, ища по заграницам врача или специалиста в какой-то области науки. Будьте внимательны, чтобы ваше сердце не охладело. Европейцы - народ холодный. Да и в Америке можно материально разбогатеть, но духовно разориться.

Да, уши многих детей искалечены системой образования, но ведь и благий Бог не будет судить их формально. Он испытает, в каком состоянии они находились бы, если бы не попали под дурное влияние, если бы им не сделали этого зла. Однако и нам нужно много молиться за несчастных детей, чтобы Бог вмешался и помог им, чтобы они не искалечились духовно, но обладали крепким духовным здоровьем и стяжали добродетели.