Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МАМИН АЛЬБОМ

Часто тихими вечерами, когда выучены все уроки и переделаны домашние дела, мы с мамой любим, уютно устроившись на диване, перелистывать семейный альбом. Он такой огромный, тяжелый, в бархатной зеленой обложке. Первые листы альбома посвящены моим прабабушкам и прадедушкам. Самая любимая мною и самая загадочная из них — фотография моего прадеда Иоакима Ивановича, кубанского казака. Он стоит, вытянувшись во фрунт, в казачьей форме, придерживая рукой саблю на боку. Из-под фуражки с козырьком вьется белокурый чуб. Голубые глаза смотрят чуть с усмешкою, как мол, правнучка, нравлюсь я тебе? Я всматриваюсь в такие знакомые черты его лица (все мы внешне похожи на него) и думаю, кто были мои предки, чем занимались до того, как пришли на Кубань, осели на российском порубежье, чтобы защищать Россию верою и правдою от врагов? Ни я, ни мама этого не знаем. И спросить не у кого. Да и многие ли из нас знают сейчас свои корни? Почти все мы невольные "Иваны, не помнящие родства". Слава Богу, есть фотографии и память сердца.

А вот эта потертая пожелтевшая фотография — прапрабабки Аграфены, мамы моего деда. У нее были небесной сини глаза и коса русая, в кичку забранная. Рядом с ней голубоглазый мальчик и девочка лет пяти. Мальчик — это мой дед Николай. А девочка — приемная внучка Евгения. Бабушка Мария, жена прадеда Акима, нашла ее на железнодорожных путях после бомбежки, в 1942 году. Родителей Жени убило и бабушка вырастила ее как родную дочь. Позднее, когда Женя выросла и вышла замуж, она взяла на воспитание сына своего названного брата Николая, когда умерла его жена. Никого из них нет уже в живых. Дед мой, Николай Акимович, умер за семь лет до моего рождения, но мне кажется, я его хорошо знаю: мама много о нем рассказывала. Очень она любила своего папу. Я слушаю рассказы своей мамы и во мне растет чувство восхищения своими предками, какими они были стойкими, мужественными, верными. Прабабка Мария осталась одна, со свекровью и маленьким сыном Колей на руках, прадед погиб в перестрелке в смутные времена коллективизации. Замуж прабабка больше не вышла, предпочла наняться батрачкой к зажиточным станичникам. Жили впроголодь, и прапрабабка Аграфена умерла от истощения. А мой дед и его мама выжили потому, что перетаскивая в хозяйский амбар мешки с зерном, прабабка проковыривала в мешке дырочку, прятала зерна за щеки и дома варила кашицу.

Внешне и я, и моя мама очень похожи на деда Колю, а значит и на прадедов Марию и Акима, на прапрабабку Аграфену.

Фотографий родственников со стороны матери моей мамы не сохранилось. Знаем только, что пришли они в Сибирь еще в XVI веке с отрядами Ермака. И навсегда остались жить в сибирской тайге, полюбив эти места за их мощь и красоту первобытную.

Учительница литературы как-то сказала, что фотография — своеобычная летопись народа. Значит, мамин альбом — летопись нашей семьи, потому что предки мои, запечатленные на фотографиях, постоянно с нами, смотрят в глаза, будто просят не забывать.

Дарья ЕГОРОВА, 15 лет