Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ

ПОДВИГ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

фото Д.ПоповаПродолжаем публикацию отрывков из книги "Подвиг семейного воспитания", изданной московским храмом Трех Святителей на Кулишках.

Около семидесяти лет назад мой отец обратился к своему духовнику, отцу Владимиру Воробьеву, деду ныне здравствующего о.Владимира Воробьева. Мой отец спросил: "Батюшка, как мне строить жизнь, какую мне жену выбирать?" И он сказал ему очень четко и ясно: "Бери такую жену, чтобы была христианка, как кремень". А потом, лет через пятьдесят, я, сын своего отца, осознал, что все жизненные понятия взяты из Церкви, и от этой истины никуда не денешься, она существует, как ни крути, и это вынуждены признавать все, даже в известной всем формулировке "материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях" и то сказано: "данная".

В нашей семье все сделала мама. Отец Владимир говорил моему отцу: "Вот даст тебе Бог жену, и она поведет тебя вот так - и он взял моего отца за руку и повел вокруг аналоя - в Царствие Небесное. Ты вот думаешь, что это ты идешь? Нет, это она тебя ведет туда". И по маминому настоянию, по маминому подкреплению, хотя ему еще в тюрьме было предсказано священническое служение, мой отец пошел в 49 лет в семинарию. Этот пример показывает, что в жизни очень важна женская половина - это тепло, это душа семьи.

Блаженная Моника вымолила своего сына, блаженного Августина, святитель Иоанн Златоуст - плод молитв его святой матери, великомученик Пантелеимон - тоже плод молитв своей святой матери, которая при муже-язычнике воспитала будущего величайшего святого. Здесь Промысл Божий, как сказала святая Кассия, "через женщину пошел грех, через женщину и спасение".

В верующей семье женщина - великое дело. Я не помню, чтобы моя мама про кого-нибудь плохо говорила, кого-нибудь осуждала. Ее завещания всегда звучат в моих ушах, и я на всю жизнь запомнил, что когда кто-то делал не то или высказывался не так, она всегда говорила мне: "Валюшка, молчи". И эта заповедь матери меня спасала много раз в жизни.

Есть замечательные паремии во время Великого поста, как жаль, что на них не обращают особого внимания: "мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени…" Я наблюдаю воспитание своих детей, именно наблюдаю, потому что воспитывает в основном мать, так она молча их воспитывает. Конечно, тут роль играет личный пример, поэтому очень сложно об этих вещах говорить отвлеченно. Слова имеют настоящую силу только тогда, тогда они произносятся человеком, который их пропустил через внутренний опыт. Когда слова звучат как цитата, тогда это что-то вроде школьного урока.

Нужно начинать всегда с себя, нужно стараться вести православную жизнь и служить детям личным примером. И при всем при этом нужно еще день и ночь молиться за них, да еще проявлять терпение, снисхождение. Многие сами пришли к вере к 40-50 годам, а из других хотят сразу получить верующих. Хорошо, если бы наши дети были лучше нас. Когда у меня уже было четыре сына, я встретился со схиархимандритом Серафимом, и он сказал мне: "Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда ты все сможешь с ними сделать". И это уже проверено на собственном опыте. Дети безошибочно чувствуют состояние родителей.

Нужно быть очень чутким и осторожным, стараясь сохранять детское доверие. Помню, как ко мне обратился сын: "Папа, я хочу слона". Говорю ему, что слон ведь много ест, его надо кормить: "Ты для тренировки постарайся для всех накрывать на стол". Через два дня сын сказал: "Нет, пап, слона не нужно, он очень много ест". Он сам пришел к выводу, что слона хорошо бы иметь, но он очень много ест. Старайтесь не создавать особых конфликтов, чтобы не разрушить сердечных отношений с детьми.

Недавно услышал одно изумительное изречение греческого монаха, который сказал одному рабу Божьему: "Запомни, грядут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь, все остальное - грех хуже смерти, только она - жизнь". И в общем-то, мы можем больше ничего не говорить, если только одно это прочувствовать. Однажды я в затруднительной ситуации обратился к своему духовному отцу и спросил: "Батюшка, как быть?" И он сказал очень просто: "От нас зло не должно исходить". Вот и все.

В христианской семье обязательно должны быть богослужения, уставы, посты, потому что это сильнейшие стороны воспитания. Пост для ребенка - мощная тренировка воли. Те, кто против того, чтобы дети постились, выбрасывают значительную часть воспитания воли, не говоря о том, что если человек к чему-либо привык с детства, к тому он привык на всю жизнь. Я помню, как однажды одному из моих детей дали конфетку, он ее разворачивает и спрашивает: "А сегодня какой день, постный?" А это было Отдание Пасхи, среда, "день постный". Он завернул и спрятал. Уже развернутая шоколадная конфета, осталось только в рот засунуть, а он ее не съел. Это вопрос серьезный. Ветхозаветный Исав продал первородство за чечевичную похлебку. И родоначальником стал Иаков, а Исав покушал, и на этом все кончилось. А первородство чего-то стоило.

Маленьким детям не нужно много молиться. Начинать надо понемножку, но если он очень не хочет, то не нужно переламывать, заставлять. Насильно тоже плохо, но свое отношение нужно высказать, чтобы он почувствовал. И постепенно, потихонечку все-таки продолжать, тут нужен такт и терпение. Не надо акцентировать внимание на его нехотении, и это он пока маленький, а будет постарше, еще и не то будет выдавать, лет в 18-20 он вам скажет: "Ты спасибо скажи, что я в церковь хожу".

Надо напоминать о молитве, особенно когда ребенок идет спать. И не нужно особенно жать, это вызывает протест. Тут нужно набраться терпения. Когда говорить - момент очень серьезный. Как сказано в Библии: "Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени" (Сир.20,7) Вот если станешь говорить не вовремя, то все насмарку. Нужно ждать, ждать и ждать. "Терпением, пожданием и постоянием", - как сказал один святой, то есть длительно, знаю по своим детям. Казалось бы, они уже так глубоко залезли, страшно даже, вроде уже безнадежно, и все хуже и хуже, а потом раз - и просвет. А потом опять все плохо. Дальше - опять просвет. А потом опять все плохо. Дальше - опять просвет. Значит, есть что-то еще не совсем погибшее. Много нужно терпения. "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк.21,19), и это - свою душу, а душу ребенка - сугубым терпением. Нужно очень много терпеть. Мне приходилось встречать людей, которые поворачивались к Богу в тридцать, сорок, пятьдесят лет, а до этого никак не могли. Многие начинают ходить в храм после смерти родителей. В Православии ведь как: от нас труды, а результат от Бога.

Есть и другие вопросы, которые, к несчастью, становятся неотложными проблемами. Это - телевидение. Это тот самый бес, который не ест, не пьет и который однажды сказал Макарию Великому: "Вот, ты постишься, а я совсем ничего не ем, ты мало спишь, а я совсем не сплю…" Теленаркомания - явление новоизобретенное, в сущности, телевидение - это своего рода ритуал, это замена Богослужения. Утром полагаются утренние молитвы, вечером - вечерние, в определенное время начинаются Богослужения, а тут в определенное время начинается такая-то передача, потом другая, потом третья. Кажется, у Шукшина есть такое произведение, где бес штурмует монастырь, вытаскивает иконы и приговаривает: "А сюда - наш портрет". Суть примерно такая же, вместо икон - "наши портреты", только меняющиеся. Телевидение - это одно из страшных изобретений для развращения детей, потому что дети впитывают все, что там преподается. Для взрослых это не так опасно, они могут и пропустить что-то.

Разум и душа ребенка работают с такой интенсивностью, что и представить себе невозможно. До трех лет ребенок воспринимает половину всей информации о жизни. Об этом говорит духовная литература, и поэтому Матерь Божия трехлетней была введена в храм. Дети играют, но при этом впитывают все. И это очень важно понимать, потому что мы часто говорим: "Ну, они не слышат". Нет, они все слышат и видят. Иной раз ребенок скажет: "А это вот там у тебя лежит". Он все видел, он занимался другим, но он видел, куда что клали. И если главным условием для воспитания нормальной православной семьи является церковное воспитание, то телевизионная информация есть то, что ему противостоит и отводит от него. Теперь к телевизору добавились компьютерные игры. На наших глазах человек становится придатком машины. Я обращал внимание, что дети, которые постоянно смотрят современные мультики, все время дергаются, и делают это невольно, неосознанно. Я был недавно в школе и обратил внимание, что дети словно имитируют движения героев этих мультиков, они не умеют спокойно стоять или сидеть. В современном телевидении безпрерывно меняется ситуация, там все время все дергается.

…Мне как священнику приходилось встречаться с душевнобольными, причащать их. Я понимал, что душа у них есть, и пытался почувствовать, понять их. И я понял основной признак душевной болезни: у больного мысль идет, идет, а потом - резкий провал, перерыв, он уходит в другое. Потом опять выскакивает назад, потом - снова провал. И нужно очень сосредоточиться, чтобы из обрывков его мыслей понять, что он хочет сказать. Он пытается, он мучается, он хочет сказать, но не может, его мысль все время разрывается. Так вот, современная телевизионная подача рвет мысль, не дает возможности на чем-то сосредоточиться, успеть понять.

Это касается и современной музыки. В музыке есть звуковая идеология, она настраивает определенным образом, она обращена к нашим чувствам, она создает соответствующий внутренний климат, подготавливает определенную почву.

Одна из важных сторон воспитания - это создание атмосферы, подбор друзей, и так далее. Мы следили за общением наших детей, не пускали туда, куда бы они без нас не пошли, а шли в гости туда, где дети есть, и их брали с собой.

Кстати, дети очень внимательно слушают, когда говорят другие, не близкие, на своих родителей они меньше обращают внимание. В свое время я воспользовался помощью одного очень доброго человека, специалиста по кино и телевидению, который все это ненавидит, потому что знает изнутри. Благодаря ему с помощью Божией наши дети постепенно охладели к телевизору.

Детям нужно объяснять, что нужно трудиться, нужно работать над собой. Помню, когда мои дети были маленькие, - вы представляете, четыре сына за четыре года родилось, - я приходил после треб домой, моя теща всегда говорила, что наши дети - это шайка разбойников, потому что в доме с утра до вечера был крик и вой. Они дрались весь день и затихали только перед сном. И лишь тогда с ними можно было говорить. Я говорил им: "Вот смотрите, из-за чего вы сегодня так дрались? Да, чтобы отнять, нужна сила, а чтобы уступить, нужно смирение, сила воли, а не просто сила". Они это восприняли, а потом я увидел плоды: двое как-то сцепились, выдирают друг у друга игрушку, а третий подходит и говорит: "Да отдай ему, ему ведь нужно просто у тебя отнять". И сразу им стало неинтересно, один отпустил, другой положил. А однажды у нас была схватка между мужским и женским полом. И тоже: "Отдай, отдай", но дочка крепко держала, не отдавала свое. Пришлось применить прием: "Ну, у кого же из вас смирение"? Она закричала: "У Васьки смирение, у Васьки!" Вася, польщенный тем, что у него есть смирение, отпустил игрушку, и она осталась у дочери. Это, конечно, великие зрелища, и это жизнь. Мы все время с вами говорим, как нужно, как полагается, а в жизни - все может быть иначе. Амвросий Оптинский говорил, что "теория - это придворная дама, а практика - это медведь в лесу".

…Сколько лет мы все об одном говорим и слушаем, и все эти вопросы остаются очень сложными, таковы плоды моей безплодной пастырской деятельности. Вот все слушают, слушают, а потом являются медведями в свои семьи и начинают ломать дрова… Старайтесь не озлобляться, кто бы что ни вытворял, не раздражаться, не приходить в ярость. Все! В ярости слепнет человек. "Гнев мужа правды Божией не соделает", в гневе по-Божьи не поступишь. Митрополит Филарет написал: "Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает". Очень хорошо сказано.

Семейная жизнь, с точки зрения Православия, идеальный вариант для духовного совершенствования. Трудиться над собой надо ежедневно, не получилось что-то - опять начинай. "Аще и ничтоже благо сотворих перед Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое", - каждый день читаем, опять и опять, и когда-нибудь все же получится. Знаете, иногда даже смешно становится, насколько нелепо - что же я опять, что же я все снова… Многие проблемы наши смешны. Ну что такое, из-за чего проблема? Вот, он положил книжку не туда, вот, он там что-то не выполнил…

Прихожу однажды домой, слышу шум дикий, влетаю, а там драка идет, сейчас они друга поубивают, думаю. Наталья Константиновна сидит, читает рядом. Я ей: "Что же ты читаешь, Наташа? Они сейчас там…" А она: "Да нет, все нормально, сейчас они помирятся". И, действительно, помирились. В другой раз теща меня встречает: "Они там все передрались, какой-то кошмар, иди…" А они уже забыли, из-за чего дрались. Может быть, иногда даже не нужно напоминать, не нужно приучать анализировать, такой анализ - он не всегда анализ, анализировать-то мы не умеем. Конечно, если грешен ты, если что-то не так делал, тогда Господь тебе напомнит, когда-нибудь ты начнешь получать то, что посеял. А если забыл обиженный и забыл тот, кто обижал, если они уже помирились - ну и хорошо. Нужно сохранять атмосферу мира и любви, стараться жить по-христиански, нужно каждому над своей душой трудиться и смотреть каждому за духовным состоянием своей семьи. И прежде всего за собой нужно следить. Как сказал однажды св.прав.Иоанн Кронштадтский, когда один человек стал жаловаться на своего ребенка, дескать, он у него какой-то не такой: "Что же ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не можешь сделать?"

† † †
Приучить мальчика к труду - это очень сложно. Вот и у меня все мальчики - лентяи, мы до сих пор бьемся, матушка изнемогает, последнего сына пытается приучить к труду. Конечно, это приходит обязательно, но позже, когда они уже начинают работать, а если женятся, тогда уже куда денешься. А до этого, конечно, безпробудная лень.

- Что можно ответить двенадцатилетнему мальчику, у которого есть друзья в обезпеченных семьях, когда он прямо говорит, что лучше бы я родился у тех родителей?

- Ну, при такой постановке вопроса многое уже упущено, нужно было начинать, конечно, раньше. Вот, мои дети учились в спецшколе, и там, конечно, у кого ручка такая, у кого другая, у кого часы модные, и я говорил своим детям, что нужно не иметь, а уметь. В отпуске мы жили в палатке, я учил их костры разжигать, рыбу ловить, жарить. И говорил все время, что человек помрет, если он ничего не будет уметь делать. Я дарил им наборы инструментов, отвертки, молотки разные, ножички, фонарики. Они все время делали что-то своими руками, и я сам так воспитывался. Я не был ни пионером, ни комсомольцем, поэтому перспектива моя была нулевая в смысле какого-то продвижения, и я понимал, что моя жизнь будет зависеть от того, каким я буду специалистом, насколько я буду уметь что-то делать.

И детям своим всегда говорил, что очень важно быть независимым в духовном смысле, а ты независим только тогда, когда ты можешь все сделать сам. Настоящий мужчина должен уметь все: и пилить, и строгать, и стирать, и готовить. Не обязательно ты будешь это делать каждый день, в каждой семье у каждого свои обязанности, но уметь это ты должен. Я так говорил: "Вот у тебя это есть, а если сломалось что-то, то у тебя этого уже нет. И ты должен всегда уметь починить, поэтому в тебе всегда нужда будет, а не у тебя".

Я в свое время старался овладеть всем, чем только можно. Закончил электротехнический институт по специальности инженер-механик и умел делать все, работал на всех станках, делал сварку. Есть даже авторское свидетельство, то есть я сконструировал, изготовил, собрал и запустил установку. Об этом нужно говорить детям, это нужно воспитывать. Особенно мальчишкам, даже так, небрежно, мол, "все это чепуха, подумаешь, можно сделать самому, нет проблемы", то есть сыграть на тщеславии. Конечно, мы жили в другое время. Сейчас у многих есть все что душе угодно. И нужно показывать обратную сторону этой медали: все есть, а вот что происходит из-за вещей: за часы дорогие избили, за шапку убили, уши за сережки могут оторвать, кольцо вместе с пальцем отхватить. Вот цена вещам. Знание, умение на лбу не написано, а все время с тобой. Об этом нужно обязательно говорить, но тоже в свое время и постепенно.

† † †
Сильный, если он сильный действительно, сможет и за себя, и за слабого сделать. У нашей матушки Натальи было слабое здоровье, и ей говорили, что детей вообще не будет, а потом Господь семь детей дал, восьмая умерла. Я не помню, чтобы у нас были когда-нибудь проблемы, кто что будет делать, я и в магазины ходил, и посуду мыл, и к детям ночью вставал. Матушка уставала, бедненькая, за день, спит, а я вставал, я сильнее, я и должен, иначе куда эту силу девать? И никаких проблем не было, сколько мог, столько делал. Но что интересно, - чем дальше, тем меньше мне хлопот доставалось, и с последними детьми я просто уже ничего не делал. Все было на матушке, она все сильнее и сильнее становилась. У нас никогда не было материальных вопросов, никогда ни слова по поводу денег матушка мне не говорила. Она никогда не пользовалась никакой косметикой, не носила никаких украшений - брошка, обручальное кольцо и пучок, и до сих пор не потеряла миловидности и женственности. Все как-то просто было, и с едой проблем не было, и с одеждой тоже, в течение двадцати примерно лет я не имел места в семье, то есть спал где придется, и только когда у нас родился седьмой ребенок, у меня появилась своя комната. Ну и что в этом такого? Ничего особенного, ведь когда устанешь, то где попало спишь. А уж если тебе не спится, то и ложе не поможет. Думаю, любовью все можно сделать, а если невозможно сделать любовью, значит, вообще невозможно сделать. Господь насильно не спасает, и если уже невозможно, если и Бог не делает, то что же сделает человек… Поэтому можно пожелать всем - по силе…