Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РЕБЯТА И ЗВЕРЯТА

Священное Писание дает нам интересный пример, когда вместе упоминаются дети и животные. Ради этих невинных существ Творец помиловал гибнущий от грехов город Ниневию. Когда пророк Иона огорчился спасению грешников, Господь ответил ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (т.е. по толкованию святых Отцов - младенцев), и множество скота?" (Ион.4,10-11). Возьмем эту цитату за отправную точку своих рассуждений.

Часто приходится замечать, что дети относятся к животным иначе, чем взрослые.

Мы со временем утрачиваем способность удивляться. Да и грехи с годами отгораживают нас от Создателя стеной, душа, огрубев, уже не ощущает чуда в обыденном, не помнит, что сам священный дар жизни - это чудо. А если мы пришли к Богу в сознательном возрасте, то стена высока и крепка, и как мучительно разбирать ее, каждый кирпичик дается таким трудом… Господь милостив, Он дарит времена освобождения, минуя препятствия, приближаясь к нашей душе. Ощутив благодать, мы познаем разницу между жизнью со Христом и жизнью в грехе. В эти счастливые минуты спадает с глаз пелена и понимаешь, что чудо - рассвет и солнечный луч, дождь и туман, прекрасный в своей неуклюжести котенок и майский жук. Наш ближний - самое большое чудо, но как трудно это принять…

Дети, как правило, еще не утратили понятия о жизни как о чуде. Они способны радоваться и удивляться вещам простым и обыденным. Им все внове, все в первый раз, их все удивляет. Может, поэтому они трепетны ко всему живому, видя в каждой букашке - чудо творения.

Но времена меняются стремительно. Стоит ли удивляться, что враг рода человеческого, победив на многих направлениях, повел наступление на детство - цитадель, хранимую человечеством веками и уцелевшую в самых трагических обстоятельствах. Иначе как лишением детей детства не назвать этого наступления, посягнувшего и на их способность удивляться.

Обилие технократических развлечений - ярких, азартных - способствует появлению в детях уже в раннем возрасте вредного, подтачивающего и разрушающего душу духа пресыщения. А информационный безпредел, который можно назвать войной… Чего только ни знают современные дети, о чем и не догадывались их сверстники еще лет десять назад. Нажива, блуд, убийство известны теперь с малолетства.

Что можем делать мы, кроме того, чтобы скорбеть и молиться? Сейчас, среди всей этой пляски смерти, особенно очевидно, что спасти наших детей может только Господь. Но сидеть сложа руки мы не имеем права.

В наш технократический век подмен естественного на искусственное особенно важно пробуждать, поддерживать и укреплять в детях интерес и любовь к Творению Божию.

Сколь много может дать внимательной душе наблюдение за природой… Взгляд любящий и смиренный трезво осознает истинное место человека в богозданном мире, поймет, что наша жизнь, наш быт совершенствуются лишь по мере открытия человеком законов механики, динамики, оптики, - законов, установленных Творцом. Даже малышу можно показать и объяснить, что принцип действия известных ему присосок, липучек позаимствован человеком от природы. А узоры, краски, цвета и цветы природы - не один художник и дизайнер никогда не создадут подобного! Понимание своего истинного предназначения и места в мире, ощущение себя сынами Божьими вызывают желание благодарно служить Творцу, становясь со-работниками Ему.

Правильно развиваясь, поймет ребенок со временем, что и экологические проблемы - лишь часть другой большой проблемы, даже беды - беды отпадения человечества от Бога.

Всему этому мы можем и должны научать юную душу, наблюдая вместе за природой. Наша задача упрощается тем, что дети сами тянутся ко всему живому. Естественная привязанность ребенка к животному может помочь нам в борьбе за вытеснение из детского сознания понятий противоестественных, греховных.

Редкий ребенок младшего возраста не просит родителей купить ему кошечку-собачку. Но увы, как часто мы, жалея себя, щадя устоявшийся комфорт, избегая неудобств и лишних забот, отказываем ребенку в том, что так важно для него в это время. Да, животное в доме несет дополнительные хлопоты и трудности. Но и само воспитание ребенка требует жертв и дается нелегко. Да, порой ребенку быстро наскучивает ухаживать за животным. Если он еще мал и вы не уверены в его ответственности и сознательности, можно сначала поучиться ухаживать за цветком. А легко не будет никогда. Если ребенок слезно просит зверушку, не отказывайте ему сразу, задумайтесь. Это может и должно стать первым в его жизни опытом ответственности и заботы. Особенно важно это для детей, которые растут без братьев и сестер. Общение с животными научает детей милосердию, состраданию к слабому. Не упустим этот нежный возраст.

В пробуждении и укреплении в детях доброго отношения к природе наши помощники - книги. В первую очередь, конечно, русская классика, основанная на совестливом отношении к жизни. Но это общеизвестно, а хотелось бы обратить ваше внимание на советскую литературу. Лучшие писатели продолжили традиции нашей великой литературы. Милосердному, внимательному отношению ко всему живому учат книги М.Пришвина, К.Паустовского, В.Бианки, Н.Сладкова; малыши любят Е.Чарушина и В.Сутеева. К сожалению, сейчас эти книги мало переиздаются, но они есть в библиотеках.

В последнее время популярны книги Д.Даррелла, Э.Сетон-Томпсона, наверное, можно познакомиться и с ними. Но говоря о зарубежной литературе, хотелось бы посоветовать вашим детям среднего возраста книги английского врача-ветеринара Джеймса Хэрриота. Это удивительно добрые, окрашенные мягким юмором, рассказы о ежедневном труде сельского ветеринара. Учат они и видеть красоту в обыденном, повседневном.

Очевидно, что выбранная нами тема - не панацея, а лишь одна из составляющих большого, трудного и счастливого дела - воспитания детей.

М.Михайлова