Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БРЕМЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

фото Л.ИвановойЧто может быть чудесней жаркого лета, лесного воздуха и безконечно счастливых ребячьих глаз?.. Оговоримся сразу. Православный летний лагерь - это не пикник. Менее всего он должен походить на клуб выходного дня. Он должен быть похожим на Церковь. Лагерь - это боевой лагерь, стан. В духовном смысле Церковь и есть воинский стан, который движется по пустыне века сего из страны рабства греху в землю обетованную, в Небесное Царство. Церковь земная всегда воинствующая. К тому же условия нашей возрождающейся церковной действительности прямо-таки приближены к боевым. Если храмы наши и монастыри лежат в руинах, как после бомбежки или артобстрела, то что говорить о душах людей! Не время благодушествовать и прохлаждаться. Имеет смысл устраивать такие лагеря, которые учили бы служению. Спросите себя по совести: в лагерь вы едете трудиться или отдыхать? Если ответ будет "отдыхать", то это и послужит верным знаком того, что Господь отдохнуть не даст. Известно: хорошо отдыхает тот, кто хорошо работает. И физически, и душевно, и духовно.

Готовь душу на искушение

В первый наш лагерь мы собрались в один день. Во второй - за неделю. В третий - начали подготовку за месяц. А потом поняли, что и года недостаточно, чтобы подготовиться к лагерю вполне. Но кроме тщательной предварительной подготовки должно остаться место для действия Промысла Божия. Ключевые фигуры - духовник, старший воспитатель и эконом. Это тот минимум штатного расписания, без которого православный лагерь не состоится. Родительским собранием принимается устав, правила жизни и программа. С педагогами обсуждается и утверждается календарный план. За неделю высылается "десант" для подготовки походного храма, трапезной и келий. Наконец, я прошу всех делать хотя бы по одному земному поклону перед сном о благоустроении лагеря.

Важная закономерность: оказавшись на месте, мы сталкиваемся с какой-нибудь неожиданностью. Приходится перестраиваться на ходу, менять планы, устав. Какой простор для педагогического и иного творчества!.. В день заезда сильная ночная гроза разрывает линию электропередачи, и мы, оставив слабую надежду на плиты, три дня весело готовим на костре. Чемоданы стоят нераспакованными неделю. Ощущается недостаток кадров, так как нужные люди один за другим просят отлучки в город (причины уважительные), паломники же прибывают без причины и без меры. Случалось нам оставаться без света и без воды, спать на душистом сене и отбиваться от полчищ мошек и комаров. Бывало, СЭС (санэпидемстанция) грозит закрытием, если немедленно: а) не найдем поварам медицинские книжки; б) не починим туалеты и душевые; в) не откроем медпункт и при нем изолятор; г) не сменим плиты над сливной ямой и прочее, прочее… Как не воздохнуть с премудрым Сирахом: "Чадо, если уж вздумал работать Господу, приготовь душу на искушение". Так лагерь становится лабораторией живого педагогического и духовнического опыта. А главное - крепкой веры, неложного упования Господь ни разу не посрамил.

"Другой - это рай"

Не верьте Сартру, который говорит, что другой - это ад, а поверьте Святому Евангелию, когда оно говорит, что другой - это рай. В другом - наше спасение, наша вечная жизнь. "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16,25). Смерть мы носим в самих себе, а вот наша жизнь - в другом. Другой - это Христос. Ни материальная скудость, ни нехватка людей, ни безчувственность энергетика Петровича, ни лютость СЭС, не суть то, что может называться проблемой. Проблема заключается в области нравственной, или, строго говоря, аскетической, и выражается словами св.ап.Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6,2).

Лагерь является трудовой общиной, где через систему послушаний мы все делаем своими руками. Приходится только удивляться, как это люди в свои личные отпуска, за свои личные деньги, со своими, а то и с чужими, детьми соглашаются прожить месяц вместе, единой духовной семьей. Лагерь дает опыт общинной жизни, жизни по евангельским заповедям. Это особенно ценно. Но сейчас я выскажу то, о чем не любят говорить устроители православных лагерей и о чем нам постоянно говорят святые Отцы: "Всякая христианская добродетель - крест" (прп.Исаак Сирин); "Отдай кровь - приими дух" (прп.Петр Дамаскин); "Молиться - кровь проливать" (прп.Силуан Афонский); "Каждый человек должен познать, что он ничто" (прп.Симеон Новый Богослов); "Добрые дела нас не спасают, но смиряют" (прп.Исаак Сирин). Эти святоотеческие изречения у всех на слуху, но мы почему-то предпочитаем ходить в розовых очках. Предпочитаем не замечать, какой ад мы носим в самих себе. Какую смертельную опасность мы представляем для самих себя, когда мы сыты, довольны и наслаждаемся жизнью.

Заповедь Божию нельзя исполнять по принуждению. Обязательно свободно и сознательно каждый должен согласиться с законом Христовой любви, чтобы полагать душу свою за други своя. Нельзя сделать человека рабом Божиим более, нежели он сам сделает себя Божиим рабом. Порой этого приходится очень долго ждать… И кто-то должен понести его бремя. Поверьте, это физически и нравственно тяжело. Не стройными рядами и широкими колоннами, а грустной цепочкой инвалидов бредем мы к Вечной жизни, поддерживая друг друга, падая и вставая. Но в этом грустном шествии кроется и великая радость святого обновления, подлинного смирения и всепобеждающей любви.

Всякий раз лагерь говорил нам о нашей несостоятельности как православных христиан. Лагерь свидетельствовал о нашем поражении в духовной войне. Лагерь заставлял плакать и прощать, учил терпеть и побуждал смирять гордый ум. Парадоксальный вывод: чем безпомощнее, казалось бы, мы проводили смену, тем более боевым и жизнеспособным становился наш лагерь. Поэтому не бойтесь видимой неудачи или отрицательного опыта. Бойтесь головокружения от успехов.

Пошел на принцип

Если вас благословили быть духовником в летнем лагере - не теряйтесь, дети вас найдут. Они вас еще достанут. Они вас научат любить святое послушание. Только однажды согласитесь всецело отдать детям самих себя. Секрет педагогического и духовнического успеха состоит в том, чтобы однажды, встретив на пути человека, остаться с ним навсегда. Конечно, это случается по благодати, по дару от Бога, но вы научитесь не проходить мимо маленького человечка. Остановитесь с ним во времени и пространстве, как бы припадите к его груди, прислушайтесь, как бьется его сердце. Замрите и помолчите, и пусть он вам говорит свои "глупости". Может быть, ваша душа отзовется молитвой о нем. Может быть, Господь вам подарит родное дитя.

Воцерковление детей сложнее, чем воцерковление взрослых. У нас были разные смены, разные лагеря: большие (100-120 человек), средние (60-70 человек) и малые (30-40 человек). Всегда в лагере был походный храм, где два раза в неделю совершался полный круг богослужений, в остальное время - утренние и вечерние молитвенные правила, молебны, панихиды и даже крещения. Ребенок и взрослый свободно могли избрать свою меру участия в богослужебной и молитвенной жизни. Смена продолжалась от двух недель до одного месяца. Ежедневно по будням (в праздничные дни - исповедь) проводились беседы на стихи из Евангелия. Очень полюбился детям урок "В келии у монаха", где можно было задавать любые вопросы. Кроме уроков церковного чтения и пения, ребята разбирали простейшие молитвы, евангельские заповеди, готовились к исповеди и причастию. Казалось бы - еще чуть-чуть, и к концу смены наши дети должны бы стать святогорцами, молитвенниками, церковными уж точно! Но нет, этого не происходило. Дети оставались детьми. Мало того, после нескольких лет вращения в церковной среде дети становятся безчувственными ко всему церковному. Так, мне пришлось отказаться от пономарей-детей в лагере, заметив в них "звездную болезнь". Пономарят у меня взрослые, а дети раздувают кадило, выполняют черную работу. Со свечами выходить я детям не разрешаю. Заметив неуместное рвение юного чтеца или певца, приходится выпроваживать его с клироса, невзирая на его ангельский вид и красивый голос. Выслушав на исповеди зазубренный по шпаргалке ответ, прошу дитя повторить все снова, с разумом: а как это выглядит пред Богом?

Такого рода воспитание мне дается нелегко. Но я вижу, как мы портим детей, как мы их губим своим попустительством, своим прекраснодушием, своей черствостью, своей ленью, своим нежеланием войти во внутренний мир ребенка, своим отношением чиновника в епитрахили. "Без благоговения в Церкви делать нечего" - очень верные слова. Сложность воцерковления детей состоит в том, что дети не имеют опыта мучительных поисков Бога. Их детская вера не выстрадана и не является результатом личного духовного подвига. Поэтому она легко испаряется, попав в неблагоприятную среду. Помню, в первый наш лагерь одна девочка из неблагополучной семьи искренне уверовала, горячо молилась, часто ходила на исповедь. Обещала также и после лагеря приходить в храм. Два раза через верующую свою бабушку передавала поклоны и обещание, что вот-вот придет. Но так и не пришла… Очень горько узнавать о детях, которые когда-то были в нашем лагере, но потом попали в дурные компании, курят, употребляют наркотики.

Проблема воцерковления детей оборачивается проблемой воцерковления родителей. Только восстановив церковную семью, церковную общину (община состоит из семей), можно всерьез ставить вопросы церковного воспитания детей и подростков. Теперь мы открываем седьмой лагерный сезон. На наших глазах выросли наши дети, которые с успехом занимаются в различных творческих студиях, помогают батюшкам на приходах, поступили в духовное училище, регентскую школу. И я пишу большими буквами, говорю громко вслух всем, из года в год твержу одно и то же: без родителей детей не брать! Но дрогнет сердце, когда поведут дитя назад домой, а на нем - полное снаряжение. И смотрит он сиротским взглядом, хотя мать его стоит рядом. И прошу тогда для него у взрослых "усыновления", и едет счастливый найденыш в лагерь себе на радость, нам на мучение, и во славу Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. Подчеркну: организация и проведение летнего лагеря должны стать кровным делом детей, родителей и прихода. Лагерь является ничем иным, как продолжением жизни церковной общины, воскресной школы. Лагерь, пожалуй, самая удобная и эффективная форма воцерковления детей и родителей, а также педагогов и всех, кто пожелает приобщиться благодатной церковной жизни.

Иеромонах Владимир (ПЕРЕВЕРТАЙЛО), г.Волгоград, газета "Воскресная школа", г.Москва