Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОЗРАСТАНИЕ

История жизни человека начинается с его зачатия. Тогда начинается и история его болезни. От родителей, а от них и от всего рода, отцовской и материнской его линий ребенок получает наследство телесное, психическое (душевный уклад), духовное. Родовой дух, которому приобщается человек своим рождением, хранит как и святость, так и порочность рода. У каждого рода есть свои добродетели и небесные покровители. Есть пороки и искусители. Все это определяет наследственность человека, его предрасположенность к добру или злу, состояние души, задатки и способности. Однако это не означает, что наследственность имеет фатальный характер для человека, в случае отягощения нравственными и физическими недугами рода. Это значит, что для воспитания ребенка нужны усиленные молитвы и даже молитвенный подвиг родителей, особенно матери, ее вера и терпение, надежда и любовь.

В период внутриутробного развития от зачатия до рождения, ребенок находится в тесной телесной связи с матерью. К моменту рождения тело ребенка созревает настолько, что он может существовать изолировано. Душевная же связь еще очень крепка, новорожденный продолжает находиться в единстве с матерью. Душа младенца настолько слаба и зависима от матери, что длительная разлука с ней может стать даже тяжелой психической травмой для него. В случае частых разлук с матерью душевные травмы приобретают характер внутреннего психического надрыва, а душа начинает представлять собой разорванную ткань.

Только к трем годам сознание ребенка и его душевные силы укрепляются настолько, что он становится способен к самостоятельному, внутренне изолированному душевному состоянию. В его речи появляется местоимение «я», то есть младенец начинает осознавать себя, выделяя из среды. С трех до семи лет - время активного социального развития, когда в игре и общении он усваивает многообразие человеческих взаимоотношений и ролей. К семи годам самосознание созревает настолько, что позволяет ребенку выступать как самостоятельному существу, наделенному чувством моральной ответственности. Игра сменяется учебой. Ребенок с интересом и усердием начинает осваивать знания, накопленные человечеством, учится организованности, укрепляется духовно. Он уже должен научаться оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла.

Примерно к двенадцати годам у подростка пробуждается личный дух, который субъективно ощущается как нечто сокровенное, неожиданно проявившееся в сердце, как внутренний голос, внутренне «я». Это чувство настолько неожиданно и сильно, что резко отводит его из мира детства в мир самостоятельной взрослой жизни. В нем просыпается дух свободы и независимости. Наступает первый кризис подросткового возраста. Ребенок словно учится обращатся с собой на «вы», и каково же ему чувствовать в это время пренебрежительное отношение взрослых, прежде всего родителей, не принимающих его внутренней свободы и самостоятельности. Именно поэтому подросток так обидчив и раним.

Как правило, душа ребенка еще чиста и поэтому сверхчувствительна к духовным воздействиям и травмам. Отсутствие личного опыта, нравственного воспитания, руководства, активное желание познать мир - все это способствуют духовным повреждениям и является причинами душевных страданий детей.

Необходимо учитывать, и то, что наследственность современного человечества чаще всего отягощена разного рода недугами, которые могут проявляться весьма неожиданно для родителей в необъяснимых поступках ребенка, в его порочном поведении, особенно в подростковом возрасте.

Обычно взрослые даже не догадываются о тех душевных проблемах и муках, которые испытывают их дети, хотя часто сами взрослые способствуют вовлечению детей и подростков в грех, потому что нередко чувство греха у взрослых более притуплено, чем у детей.

Один на один столкнувшись с душевными муками, подросток ищет средства, которое могло бы ему помочь. Но неосведомленный и не воспитанный в вере, духовно непросвещенный или строптивый и самовольный, подросток начинает метаться в поисках утешения и отвлечения, развлечения и освобождения от неприятных душевных переживаний. Он обращается к друзьям, близким, родителям, к случайным знакомым с молчаливой просьбой о помощи, часто не осознавая, что с ним происходит. И вот попадается ему человек, казалось бы, понимающий, добрый. Предлоагает помощь, угощает сигаретой, спиртным, наркотиком, чтобы «полегчало». Или приглашает развлечься в хорошей компании, где полная свобода, веселье и разврат. Подросток соглашается. Опробованное средство притупляет, заглушает боль, но на время, а потом с новой силой обрушивается на человека, заставляя его искать все новых и новых «успокоительных» средств. И начинается падение в бездну, путь в никуда, гибельный путь развращения и смерти, как телесной, так и душевной и духовной.

Кто теперь поможет ему? Где мы были раньше, почему допустили врага, преступника, убийцу к детям? Подросток звал и искал нас. Почему в свое время мы духовно не просветили, не научили справляться со своими душевными проблемами?

... Спасти детей и общество от вырождения может только духовное просвещение и религиозное образование; организация свободного времени детей и подростков путем формирования социальной среды (семьи, детских групп: отрядов, дружин, обществ) на духовной основе Православия, в которой могут быть реализованы потребности человека в соборном общении.

Ирина ТРОФИМОВА, психолог. Санкт-Петербург