Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
- Как в христианстве оценивается понятие возмездия? Можно ли говорить о том, что закон наследственности - это воздаяние детям за ошибки их отцов и дедов?
- Конечно, можно. Как говорит святой Иоанн Златоуст, толкуя Писание: «Отцы ели дикий виноград, а у детей от него оскомина», - дети несут на себе вину отцов, если живут в их же духе. То есть о возмездии можно говорить в отношении тех скорбей, которые выпадают на нашу долю. Если, например, все поколения после греха, совершенного народом в целом продолжают жить в том же духе, что и их предки, то они несут кару - наказание Божие. Для того, чтобы это возмездие не нести, они должны начать жить по-другому. У всего поколения в целом и у каждого человека в отдельности остается свобода выбора. Связь поколений ставит человека в определенные условия, в нем заложены определенные склонности, какие есть в его семье, в его роде или в народе. Но нравственная свобода у него при этом остается.
- Можно ли сказать, что христианину полезно заниматься родословной, не пустое ли это дело?
- У нас Евангелие начинается с родословия Христа, поэтому как можно христианину говорить, что это пустое. Евангельское родословие подразумевает, что каждый человек должен достроить свое родословие до Христа. Каждый из нас был рожден телесно и рожден духовно, и нужно достроить эти две линии до Христа.
В родословии Спасителя показывается, что мир построен по принципу родословной, история человечества воздвигается по этому принципу.
Хотя у апостола Павла мы находим предостережение: «не заниматься баснями и родословиями бесконечными»(1 Тим., 1, 4). Но здесь имеется в виду совсем другое - имеются в виду греческие мифы. И апостол осуждает это увлечение, не потому что он отрицает родословие как таковое, а потому что в этих мифах сплошь и рядом прослеживаются безнравственные связи - брата с сестрой, сына с матерью и пр. Апостол Павел знал достоверно о значении родословия в деле спасения. Ведь неслучайно же, например, почти все апостолы из 12, да и из 70 были связаны родственными отношениями. Господь использовал «святой корень», чтобы показать всечеловечность своего дела - потому что оно вышло за круг родственников.
- Обратимся к житейским вещам: как объяснить такое явление - когда у добрых благочестивых родителей вырастает злой отпрыск или наоборот? Ведь бывает же такое...
- Если брать генетическую наследственность, то надо помнить, что там действуют сложные законы. Уже известно, что человек может наследовать какие-то качества не по прямой, а даже через боковые ветви рода.
Как в Евангелии в притче о поле, когда было посеяно зерно, но выросли и плевелы. Так же и тут - на телесном уровне сеял родитель, а на духовном кто-то еще. Поэтому можно говорить, что есть духовная генеалогия, которую проследить очень трудно. Так Адам был сотворен богоподобным и хотя даже после падения он не проявлял злого нрава и каялся, но от него родился Каин, а потом еще немало «каинитов-преступников».
Род - это как дерево, на котором могут быть и сучки, и сухие, и кривые ветки.
- Даже в одной семье так бывает: растут дети с разницей в год, в два; их воспитывают одинаково, а они вырастают совершенно разные - с разной склонностью к добру и злу.
- Значит, у них и генетика разная. Даже рыбки от них и тех же пап и мам выходят разные - одна красная, другая - синяя, например. Закон наследственности нельзя понимать упрощенно.
Через каждого человека проходит множество связей с предками. Внешне он может быть похож на кого-то, а в духовном отношении противоположен ему. Самый яркий пример - Исаав и Иаков. Они были единоутробными братьями, но уже в утробе боролись. И один оказался богоизбранным, а другой - отверженным. Значит, телесная генеалогия у них была одна, а духовная совсем разная и это проявлялось в поступках. Но всегда при этом надо помнить о нравственной свободе.
- Кто из православных мыслителей занимался вопросами философии родословия?
- У отца Павла Флоренского в его цикле «У водоразделов мысли» третий том почти весь посвящен вопросам генеалогии. Сейчас готовится к печати его курс лекций «Генеалогия как категория познания истории» - этот курс Флоренский читал в МДА в 1916 году, а в 1921 году он читал курс лекций о значении генеалогии в формировании различных одаренных родов - художников, поэтов, ученых. Оказывается, что многие известные деятели культуры и науки были связаны родственными связями.
В этих лекциях отец Павел рассматривает историю Израиля, как очищение крови и нравственности в роде Божией Матери, - раскрывая мысль епископа Феофана Затворника, что весь Израиль сохранялся только ради рода Божией Матери. И хотя они, как народ вели себя постоянно прелюбодейно - были в плену, уклонялись в язычество, не смотря на это у них оставался храм и пророки.
Но пророк Давид, говоря о будущей судьбе Израиля, предсказывает «хребет их будет выну согбен»(Пс.68, 23-24)
на Израиле так же исполняются слова распявших Христа: «Кровь Его на нас и наших детях»(Мф,27,25)
Хотя, конечно, проклятие относится только к тем людям, которые живут в духе тех, кто распял Христа.
А как проявлялась любовь к родословиям в русском народе?
- Прежде всего - это молитвенная память о предках. В каждой семье были свои «Синодики». А синодики - это ведь и сеть поколенная роспись, уходящая иногда в глубокую древность.
Это искоренялось в 20 - З0е годы. Когда люди скрывали свое родословие и чисто физически уничтожали документы, фотографии, портреты своих родственников. В то время возникала другая генеалогия, когда люди гордились тем, что они из одной деревни с Павликом Морозовым, тогда появились «дети лейтенанта Шмидта». Сын командарма спокойно (иногда без экзаменов) поступал в институт, а внук командарма уже мог быть разведчиком и т.п.
Сейчас нужно восстанавливать «Синодики», нужно, чтобы люди старались узнать имена своих предков, молились за них - и тогда связь поколений будет восстанавливаться.
Вопрошала Людмила ИЛЬЮНИНА