Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ

Здесь собраны вопросы к различным священникам Русской Православной Церкви и их ответы

†††

— Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»?

— В древнерусском языке не было особой формы вежливого обращения во 2-м лице множественного числа. В обращении к царю и простому подданному использовалось одно местоимение («ты»). Это было не только проявлением особенностей данного языка, но и выражением духовной реальности, ибо язык является носителем духовных начал народа. Бытование единой формы обращения в библейские времена и в допетровской Руси имело глубокий смысл: при всех неизбежных видах социального и экономического неравенства было одно великое равенство всех людей перед Богом — Небесным Родителем, ибо каждый человек является Его образом и подобием.

Обращение детей к отцу или матери на «вы» — совершенно искусственная церемониальная практика, мешающая непосредственности и сердечности отношений. Получается странное несоответствие. К Небесному Родителю мы обращаемся с сыновней простотой, доверием и любовью, употребляя местоимение «Ты», а земным родителям говорим «вы». Много лет назад, когда я служил в храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, туда пришел молодой сектант, решивший порвать с сектой и просивший принять у него исповедь. Называя грехи, он просил Бога простить их ему, обращаясь на «Вы». Чтобы не сбивать его покаянный настрой, я молчал, но звучало это крайне неестественно.

Апостол Павел заповедал детям повиноваться в Господе (см.: Еф.6,1). В Господе — значит во Христе. Это повиновение строится не на этикете, а на началах высокой христианской любви. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3,18).

http://www.pravoslavie.ru/answers/

†††

— Надо ли тем, кто приносит младенца к Причастию, целовать за него край Чаши?

— В традиции нашей Православной Церкви принято после Причастия благоговейно целовать нижний край Святой Чаши. Человек, принявший величайшую святыню, символически лобзает словно прободенное копьём ребро Спасителя. Младенец пока этого не понимает. Поэтому не нужно ни подносить его голову к Чаше, ни целовать за него.

http://www.pravoslavie.ru/answers/

†††

— Есть ли в Священном Писании упоминание о любви к Родине?

— В Священном Писании ясно выражена мысль, что земное наше Отечество даёт нам Бог: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3,14—15). Поэтому мы должны любить свою Родину как данный нам дар. Человек часто не ценит даже жизненно важное для него, но лишившись этого, болезненно переживает потерю. Так и с Родиной. Какой мучительной скорбью проникнут псалом 136, написанный на чужбине: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс.136,1—5).

Слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5,8) — легко можно расширить до пределов Отечества. В Святой Библии часто применительно к целому народу употребляется слово «дом» — дом Израилев.

Возгревая в себе любовь к Родине, христианин должен помнить, что земное Отечество — лишь предградие Града Небесного, в который он стремится. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3,20).

http://www.pravoslavie.ru/answers/

†††

— Если возможно, расскажите чудесные случаи из истории Церкви, свидетельствующие о силе крестного знамения.

— Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: «Мы — ангелы», не внимайте им, потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах).

В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида». Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?» Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480—543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырём. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886—1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: «Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей». Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет — силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил моё намерение и опять мне повторяет: «Ты возьми кувшин и налей воду в самовар». — «Да ведь, батюшка, он слишком тяжёлый для меня, я его с места не могу сдвинуть». Тогда батюшка подошёл к кувшину, перекрестил его и говорит: «Возьми», — и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно лёгким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: «Ну что, тяжёлый кувшин?» — «Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем лёгкий». — «Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжёлым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание». Но я был прямо поражён: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

http://www.pravoslavie.ru/answers/

†††

— Можно ли подавать записки о здравии ещё не родившегося ребёнка?

— Нельзя. Неродившийся ребенок ещё не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещёных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для неё, и для ребёнка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Можно ли поставить свечу о некрещёном новорождённом ребёнке, который заболел?

— Молиться о некрещёных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещёных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребёнок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребёнок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребёнок умрёт некрещёным, на родителях будет грех. А крещёного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии — это первая помощь в болезнях.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?

— Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу — второй вторник после Пасхи.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Можно ли молиться и ставить свечи за животных?

— Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч.12,10).

Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Смерть не влечёт за собою для них ни блаженства, ни мучений. Душа же человека безсмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых — свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи правильнее за людей, а не за животных.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

— Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Можно ли в год смерти матери выходить замуж?

— Специального правила на этот счёт нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Какая разница между грехом и страстью?

— Страсть — это дурная привычка, навык, а грех — это действие по дурной привычке, удовлетворение её.

Страсти — это раздражительность, гнев, тщеславие, сластолюбие, зависть, ненависть, злая похоть и тому подобное. К грехам толкают действия страстей. Однако можно иметь страсти, но не идти у них на поводу, не действовать по ним. Грех — это поступок, противный закону Божию.

http://www.orthodoxy.com.ua/questions.html

†††

— Был женат, жена изменяла, развелись. Встретил другую женщину, очень полюбил, но у неё вредные привычки, которые она не собиралась бросать. Расстались. Следующая моя любовь — то же самое: и вредные привычки, и измены… Я не знаю, что мне делать, какое-то невезение в любви; кто прав, кто виноват — не пойму; помогите разобраться, как мне быть, я уже на грани отчаяния.

— Вам нужно посмотреть внимательно на свою жизнь, заглянуть в душу и узнать, что в вас есть греховного, от чего необходимо избавиться. В жизни есть такое правило: каков сам — такова и жена (муж) будет. Если человек не изменится духовно сам, то и все его жёны или мужья будут такими же, как и он сам. Поэтому смотришь на такого (такую), который 8 раз женился (замуж выходила) и отчаялся: «Да все они ТАКИЕ!..» — и понимаешь, что он сам каков был — таких и подбирал. И действительно, все они ТАКИЕ ЖЕ, КАК ОН, — ОДИНАКОВЫЕ.

Духовно измениться в лучшую сторону возможно ТОЛЬКО с помощью Божией, и ТОЛЬКО в Церкви, приобщаясь благодати в Таинствах.

Помоги вам Господи!

http://www.ierei.net/voprosi-o-seme-i-brake/

†††

— Скажите, пожалуйста, как забыть, простить мужу то, что у него были женщины до меня? Я понимаю, что не вправе его судить, но это какое-то дурацкое чувство справедливости. Ведь я ждала его появления… Но, наверное, я чем-то заслужила такое. Ведь ничего просто так Бог не посылает. Мне бы так хотелось, чтобы было всё как у хороших людей. Это наказание за мои прегрешения, что мой муж такой?

— Я думаю, что мы не вправе брать на себя суд Божий и судить ближних. Разве мы сами без греха?! Господь так и сказал: Не судите, да не судимы будете! Важно ведь не то, сколько раз человек падал, а то, как он относится к вам, как он ведёт себя с вами и по отношению к вам.

И ещё: вам нужно серьёзно подумать, а любите ли вы его? Ведь любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1Кор.13,4—7)

http://www.ierei.net/voprosi-o-seme-i-brake/

предыдущая    следующая