Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Отец Александр Квасов

ДЕНЬ СЕМЕЙНОГО ТОРЖЕСТВА

Это было в тот день, когда церковная община Никольского храма в селе Белогорка справляла скромный праздник: 14 лет служения настоятеля церкви о.Александра Квасова. Дата не круглая, и день будний; человек 15 собрались после Литургии за столом в трапезной — не столько для пиршества (чай с конфетами да с печеньем), сколько для праздничной беседы. Едва все расселись за столом, как в трапезной погас свет — потом оказалось, электричество вырубили по всей Белогорке. Прихожане весело зашумели, батюшка распорядился зажечь свечи, и всем вдруг показалось, что в комнате стало теплее, что лица у соседей стали мягче, роднее, ближе. Стало легче говорить и интереснее слушать.
Заговорили о чудесах. Моряк по имени Николай вспомнил, как недавно Господь спас его от неминуемой гибели:
— Мы в Англии стояли… Я шёл по причалу, а тут грузовик… Я его не заметил, а он меня подтолкнул, — и я с причала свалился на палубу стоящего внизу корабля. Метров одиннадцать летел и упал на железо. Потерял сознание, вызвали «скорую»… Но ещё по дороге, в машине, врачи меня обследовали и глазам своим не поверили: всего-то и пострадало два ребра — одно треснуло, а другое чуть-чуть надломлено. Наверное, это Ангел Хранитель устроил мне благополучное приземление…
— Ангел Хранитель и сюда вас привёл, — замечает батюшка. — У нас храм — тоже корабль; всё в нём есть: капитанский мостик — алтарь, палуба — для прихожан, трюм — подсобные помещения… Паруса — молитва, ветер — Дух Святой… Это наш корабль духовный.
— Действительно, и тут Ангела работа. Я ведь по всей Сиверской ездил, по всем её окрестностям… Какие тут храмы, какие батюшки! А как попал в Белогорку, в Никольскую церковь, сразу почувствовал: здесь я дома. Почему так, сам не знаю.
— А вы, батюшка, когда впервые попали в Белогорку, сразу почувствовали себя дома? — спросил кто-то.
— Дома? — засмеялся отец Александр. — Когда я сюда впервые попал, тут был не храм, а заброшенный клуб. Стёкла заткнуты подушками, паркет вспучен горой, сверху льёт так, словно крыши и вовсе нет. Тогдашние местные власти мне говорят: «Вот вам, батюшка, ваш храм — принимайте! Мы вам его передаём, а больше, извините, ничем помочь не можем. До свидания». И остался я один на один с этой мерзостью запустения. А меня всего-то несколько недель как рукоположил приснопамятный владыка Иоанн!.. Что делать, как быть?.. Но ничего: по благодати всё возможно. 1 декабря я сюда прибыл, а 19-го мы уже служили первый молебен в расчищенном и сколь возможно приведённом в порядок храме. И так потихоньку, потихоньку, шаг за шагом… Вот и хорошо! Всё как в монастыре. Молитва да рукоделие; чётки перебираем и корзины плетём — как и древние Святые Отцы заповедали. Тут главное, чтобы вместе с храмом росли и храмины наших душ, — вот на что надо обращать внимание!..
— А всё-таки какой у нас храм красивый! В городе таких мало! — сказала одна из прихожанок. Кто-то из тех, что постарше, ответил ей:
— Ты бы видела, какой он прежде был, пока с него в 60-х годах купола не сняли! Вот была красота: дворец, парк и дворцовый храм. Но люди в 60-е годы красоту не понимали, — они понимали только практичность. Людям нужен клуб — вот и весь сказ!
— Действительно, — согласился отец Александр. — Заботились о культуре, а разрушали красоту. Это, кстати, говорит о том, что культура культурой, а духовность духовностью. По-настоящему культурный человек должен быть духовным, иначе одна насмешка над культурой получается… Я когда приехал сюда, тут ещё одна бабушка жива была; она мне много рассказывала о прошлом нашего храма… Немцы в Белогорке стояли, а потом наши вошли и начали разбирать, кто из местных жителей как себя вёл в оккупации. Выявили одного предателя — и повесили его. И не нашли другого места для казни, как колокольня нашего храма. Можно сказать, осквернили святое место. И то, что в 60-х колокольню разрушили, — видимо, это не зря было сделано: волей Божией храм наш очистился, а послужили тому хрущёвские богоборцы… Пути Господни удивительны и непостижимы!
— И всё-таки наш храм — самый лучший! — продолжала настаивать прихожанка. — В городе такой уют встретишь редко. Там другое часто встречается: стоит посреди огромного спального района один-единственный крохотный храмик, в котором и нам, белогорцам, было бы тесно. Что в таком храме делается в воскресные дни!.. А в праздники!.. Не протолкнуться, не вздохнуть полной грудью, креста не положить!
— Верно, таких храмов в городе много! Надо городским православным к нам перебираться! У нас места много! — то ли в шутку, то ли всерьёз предложил кто-то.
— Чтобы в деревню ехать, надо быть подвижником. Мы не все готовы к такому подвигу.
— Ездили же в сороковые годы к Серафиму Вырицкому — и ничего… Что же такого? Православие в деревнях поднимать надо, а кто, кроме горожан, его сейчас поднимет?
— Интересно, доживём ли мы до тех времён, когда вся Россия в храмы пойдёт?
— Если война начнётся, тогда и пойдёт!
— Да, — соглашается батюшка. — Когда скорбь придёт, человек к Богу потянется. Но ведь призыв Отца — он во все времена звучит и на всех людей распространяется… Просто каждый человек делает свой выбор. И если он не выбирает церковь,  то не всегда по злобе, по упрямству, по отвержению Бога… Просто люди настолько вкручены в свои дела, что им и на сердце не ложится что-то иное. Не до Бога.
— Когда сыновья-наркоманы у них умирают, тогда они идут в храм! — воскликнул кто-то.
— Да, — вот хороший пример… Тут, казалось бы, и скорбь такая, что — куда уж больше! Сын — наркоман! Самое время бежать в церковь и молиться за него!.. Нет, никто не шелохнётся. Но вот умер этот сын! Какая скорбь! Тут только родители отправились в храм — но зачем? Исполнить обычай, отпеть покойника — «потому что так положено». А разве я имею право отпевать наркоманов?.. Так что не всегда и скорбь приводит к Богу… Некоторые батюшки стараются, все силы вкладывают в миссионерскую работу, — и это правильно, раз у них есть на то дар от Бога. А моя душа не строит такое здание. Я свою миссию вижу в том, чтобы положить душу за ближних своих, за свой приход, за тех, кто хотя бы изредка здесь молится. Все силы и разум, которые даны мне, — все они без остатка вкладываются в богослужение, в жизнь прихода.
— Вы бы, батюшка, посоветовали нам что-нибудь! Как духовную жизнь устраивать?
— Нет, дорогие мои, это у отца Сергия Ломакина из сиверского Петропавловского храма надо спрашивать. Он от нас недалеко, искать его вам нетрудно, да у него и опыт побольше, чем у меня… Я считаю, что в первые 14—15 лет священник только начинает. 5 лет — мало, 10 лет — мало, и 15 — ещё недостаточно. Я могу только повторять, что говорили люди умнее и духовнее меня. Вот прп.Серафим Саровский что говорил? «Чадо, стяжи дух мирен». Вот это-то нам всем и нужно! Давно ли мы с вами в Церкви? Лет пятнадцать самое большее? Так не время давать советы и писать мемуары: к этим годам только-только муть в душе оседает, и то если стараешься заповеди исполнять! Только-только начинается какое-то возрастание в духе. Поэтому я могу пожелать одно: чтобы всем нам успокоиться душой. Однако пусть это будет не то успокоение, к которому нас сейчас призывают… как это называется?.. релаксация? — ни в коем случае! Успокоение — это умиротворение души, когда она примиряется с Богом. В таком состоянии всякая душевная лихорадка уходит и исчезает страх.
— Какой страх?
— Страх перед мiром. Смущение, боязнь того, что о тебе подумает мiр. Надо иметь один страх — Божий, благоговение пред Богом, боязнь от Него отпасть, а остального страха быть не должно. Ап.Иоанн говорит: в страхе нет любви. Но это начинаешь понимать и прилагать к своей жизни только со временем. И вот на это-то 15 лет недостаточно.
Но, с другой стороны, у русского батюшки какая судьба? Не у каждого из нас душа склонна к духовничеству, но все мы обречены быть духовниками. Если в греческой церкви не каждый священник обязательно духовник, то в России сложилось иначе. Мы обречены быть испытателями душ человеческих. Мы обречены быть сильными и немощи немощных носить — каждый в ту меру, в какую может. Деваться нам некуда: за нами Россия.
Мы сейчас тут сидим с вами, беседуем… Кто-то скажет, бездельничаем! А я считаю, что на всё есть своё время: время трудиться и время общаться. Господь дал нам время для беседы — слава Ему! Нужно нам научиться жить в воле Божией, и то, что Господь подаёт нам, принимать с благодарностью… Надо жить сейчас! Не торопиться сломя голову в будущее и не вздыхать без толку по прошлому — ни в прошлом, ни в будущем мы не властны, — а надо помнить, что сегодняшний день даёт нам в полную нашу волю. Сейчас — это и есть наша жизнь. Именно сейчас происходят спасительные изменения нашей души. А что будет завтра — как Богу будет угодно!
Адрес белогорского Никольского храма: 188347, Ленобласть, Гатчинский район, Сиверская волость, пос. Белогорка, Институтская ул., д.2. Тел. 8 (813-71) 91-150. Проезд с Балтийского вокзала до ст.Сиверская, далее авт. № 2 до Белогорки.

предыдущая    следующая