Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Духовный вестник», Брест

Иеромонах Пётр (Серёгин)

ИСКУССТВО БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ

«Старцами не рождаются, старцами становятся» — поговорка, справедливая по отношению к любому подвижнику. Но всё-таки пути к старческому служению бывают различными. Бывает, что человек выходит на путь служения людям после того, как сам переживёт страшную душевную бурю и, выйдя победителем, становится тем, кто «искушён быв, может и искушаемым помочь». А бывает (и чаще всего именно так бывает), что уже от младенчества, от ранней юности подвижник отдаёт себя Христу. Потому что «доброе дерево приносит добрый плод» — родители такого подвижника принесли Богу плод жизни всего рода. Так было и с отцом Петром Серёгиным.

Казалось бы, взаимные обращения должны вытекать из взаимных отношений. Но не всегда так бывает, а в зависимости от того, какую цель имеют отношения и обращения. Если ставится какая-либо цель, относящаяся ко временной жизни, то достаточно иметь вежливые обращения для её достижения. От хороших взаимных соприкосновений просто зависит выгода дела. В этом случае вежливость иногда прикрывает непроницаемой завесой греховное, корыстное и даже преступное сердце (его качества). Если же от взаимоотношений ожидается плод в вечной жизни, то необходимо, чтобы в них прежде всего сердце было искренне любящим и смиренным по заповеди Господней: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...» (Ин. 13:34); «Больше той любви никто не имеет, если кто жизнь свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). Это заповеди вечной христианской нравственности, а не лукавого поиска выгоды во временной жизни в роде «прелюбодейном и грешном».

Чтобы ученики Христовы пребывали в искренней любви, Он предупредил их от тщеславия, превозношения и властолюбия: «...не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос... и отцом себе не называйте никого... ибо один (единственный) у вас Отец... на небесах...» (Мф. 23:8-9).

Взаимные отношения должны быть у каждого проникнуты стремлением служить ближнему (как на омовении ног) (Ин. 13:14-15). А от взаимных искренних, сердечных отношений появляются и истинно христианские обращения.

ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ЧЕЛОВЕКУ БЫВАЮТ ПО ЕГО КАЧЕСТВУ ИЛИ ПО ПРОМЫСЛУ БОЖИЮ

О некоторых людях говорят: «он весь в Боге», но почему-то в обществе их избегают.

Это может быть по двум причинам: или их мнимое пребывание «в Боге» является ложным, прикрытым фальшивой фарисейской внешностью при внутреннем неисцельном превозношении и чёрствости; или же попущением Божиим им дано понести на себе отчуждение и презрение общества за их истинно праведную жизнь, которая является прямым безмолвным укором для совести нечестивцев.

Качество смиренного и преданного Богу сердца дает ответ на этот вопрос.

ПОКОЙ

Если кто ищет покоя только для себя, то неизбежно забудет о покое и нуждах других и тем самым устранит себя от исполнения апостольского завещания: «Друг друга тяготы (тяжести) носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). И еще апостол увещевает: «...немощи немощных носити и не себе угождати» (Рим. 15:1).

О ПОНОСЯЩИХ ТЕБЯ В ЛИЦО

Если у поносящего человека нет страха Божия и совести, пререкания и взаимные поношения не помогут в восстановлении истины; тем более в восстановлении любви. Пожалеть надо человека, впавшего в такое бедственное состояние ожесточения, и всемерно остерегаться самому пострадать подобным образом.

ИСКУШЕНИЯ И НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

Невидимая брань — духовное сопротивление врагу («фехтование»).

Необходимо постоянное тонкое, то есть сердечным чувством, распознавание добра и зла в сердце.

Искусное сопротивление злу — очищение сердца от зла (греха), уже проникшего туда ранее, смиренным покаянием и молитвой и отражение вражеских ударов (искушений) тоже молитвой и сопротивлением, ибо то, чего человек не хочет, бывает в душе его непрочно.

ДРЕВНИЙ ИСПЫТАННЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ИСКУШЕНИЙ ВРАЖЕСКИХ

Посмотри (искушение начинается с одного телесного чувства). А иногда внушается и более остроумно и убедительно: ты только посмотри.

Попробуй еще вот так: вовлечение второго чувства, например вкуса (съешь это!).

А можно еще испытать и вот так: здесь уже произвольное расширение и углубление в сердце соблазна и греха.

ДУХОВНЫЕ «КОСЦЫ»

Как косцов (и других рабочих) учат вначале самым простым и необходимым приёмам труда, пока они не овладеют этим трудовым искусством в возможном совершенстве, так и мы должны учиться и духовной жизни, и невидимой духовной брани, пока не войдёт у нас это в ежедневный навык с добрыми плодами (результатами).

О СНОВИДЕНИЯХ

В самой седой древности сновидениям человека придаётся особое значение. Их значимость в последствиях отмечена и в Библейской, и в Евангельской истории. Также и святоотеческое учение относится к ним небезразлично. Конечно, не все сновидения принимаются одинаково и толкуются по одному способу. Из отношения Св. Отцов к сновидениям явствует, что их значимость зависит от нравственной высоты сновидца (или толкователя). Поэтому они и разделяют их на видения, зрения и откровения. Если видения и зрения могут видеть все люди, то откровения доступны только святым — по чистоте их жизни и благодатному озарению.

Конечно, нелепо толковать сны по созвучию слов: если увидел во сне лошадь, то днём встретится какая-нибудь ложь и т. п. Сновидения почти все имеют значение, но возникают по разным причинам, поэтому и объясняются по-разному. Бывают тяжёлые, кошмарные сновидения от плохого состояния здоровья, переутомления и расстройства нервной системы, неудовлетворительного состояния сердечной и пищеварительной деятельности, лихорадочного состояния и т. п. Может случиться, что от недостатка сна человек при постепенном засыпании (сидя и даже стоя) может говорить безсвязные слова и проявлять неразумные действия. В таком полусонном состоянии, а тем более в глубоком сне, к душе человека могут приступить тёмные вражеские силы, вызвать целые видения и даже внушить их толкование.

Воздействие безплотных врагов обнаруживается после пробуждения смущённым состоянием сердца и совести. А самым опасным последствием вражеских сновидений можно считать подсознательный греховный осадок в сердце, который может проявиться в любое неблагоприятное для нас время. Причем этот осадок в сердце, будучи скрытым, при проявлении окажется довольно сильным. Кроме вмешательства тёмных духовных сил можно отметить и другие явления духовно-душевной жизни при сновидениях, например участие воли и совести.

Замечаю, что иногда сновидения прекращаются произвольно и произвольно же восстанавливаются и продолжаются («досматриваются» сны). Безнравственные поступки, неприемлемые всегда, не допускаются и в сновидениях. Иногда сновидения начинаются громким мысленным словом, что даёт повод подозревать, что некто хочет переключить сознание в желательное ему русло. Бывает, от какого-нибудь внешнего воздействия (громкого звука, удара и т. п.) мгновенно развёртывается картина несуществовавшего прошлого. Иногда возникают новые мысли и знания, граничащие с откровением.

Всё это отметается, чтобы не впасть в суеверие или в сеть вражию.

предыдущая    следующая