«Православная Москва»

МЫ В ГРЕЦИИ - ГОСТИ… А ПРАВОСЛАВИЕ - У СЕБЯ ДОМА

Храм св. Георгия Победоносца в Карее, АфиныРусские люди привыкли быть хранителями Православия не только у себя на Родине, но и в целом мире.. Этому есть причины. В истории христианства есть целые периоды, когда единственной свободной от иноверных завоевателей православной страной была Россия. Но тем интереснее познакомиться с Православием за рубежом, в особенности в Греции.

«Православие в Греции — у себя дома; оно не было сюда принесено, не было проповедано, как некая чужая, переведенная с другого языка мудрость; оно здесь возникло; оно здесь — на своей родине, — отмечает православный писатель и богослов Лев Зандер. — Говоря о Православии, и в частности о греческом Православии, мы имеем в виду не только Вселенские Соборы и отцов Церкви, но и Коринф и Филиппы, Эфес и Патмос. В этих священных именах Греция непосредственно соприкасается с первохристианством, вытекает из него. Эта аутентичность Православия чувствуется во всем: в языке, который сохранил непосредственное жизненное значение за словами, которые в других языках получили нарочито священное значение (потир — стакан; трапеза — стол; евхаристия — благодарность; исихия — тишина); в обычаях, ставших у других народов привилегией духовенства. В смысле подлинности и аутентичности выше Греции стоит только Святая Земля».

Каждый грек — православный, но далеко не все церковные. Зато уж если пришли в храм... Например, без исповеди, как и в России, здесь нельзя причащаться, но когда на праздники собирается много народа, священнику трудно контролировать, кто исповедовался, а кто нет. Тем более греки — народ горячий! Если им отказывают в причастии, они могут устроить громкий скандал прямо в храме. В селах традиции еще сохранились, а в больших городах бывает много разного народа, там причащают всех. Правда, не везде. Многое зависит от батюшки и от прихода.

Перед Пасхой Греция — единственная западноевропейская страна, где этот праздник отмечается особо торжественно, всенародно и по-церковному, — замирает в ожидании. На Страстной греки обязательно ходят в храмы, которые в эти дни переполнены.

Вербное воскресенье называется «Пальмовым». С утра все идут в Церковь, потом начинается предпасхальная уборка жилища. В деревнях белят дома и церковь.

В Страстную неделю традиционно не работают. Можно только убираться дома, готовить блюда к Пасхе, красить яйца и замешивать тесто.

В Страстную среду в церкви заранее благословляют яйца, которые будут красить, и закваску для печенья и цуреков (пасхальных плетенок).

В Страстной четверг красят яйца. В некоторых местах сохранился обычай краску не выливать 40 дней, так как она символизирует Кровь Христову. На Вознесение краску закапывают в землю или поливают виноградники для хорошего урожая.

Еще в четверг пекут цуреки — плетенки в форме круга или креста, по концам которого кладут красные яйца и в середину белое яйцо. В деревнях яичная скорлупа также закапывается в землю виноградника или полей для умножения плодородия.

В Греции Православие является государственной религией, и Церковь не отделена от государства. Более 90 процентов населения — православные христиане. Поэтому праздник Пасхи является государственным, всенародным. В день Воскресения Христова устраиваются огромные застолья и пикники на природе, где обычно жарят на костре тушу барана или козла. В воскресенье Пасхи все встают рано, готовят угли и начинают печь мясо. Все, от больших до малых, принимают в этом участие, все крутят вертел. Повсюду звучит музыка, танцуют, угощают прохожих. Барашек готовится долго — 4-5 часов. Потом его разделывают и садятся за стол. Лакомое блюдо — вкусная хрустящая корочка. Везде опять музыка, танцы.

Конечно, обычай обмениваться крашеными яйцами, готовить магирицу (суп из потрошков баранины, который подается в пасхальную ночь после литургии) и другие пасхальные греческие традиции также передаются из поколения в поколение без изменений. В пасхальный период греки обязательно делают подарки крестникам, родственникам, хорошим знакомым.

Обычно греки проводят пасхальные каникулы на островах и в маленьких деревнях. Кое-где, например в Салониках, местные власти заботятся о тех, кому некуда выехать в Пасху. На набережной проходит народное гулянье. Мясные блюда — угощение от муниципалитета. К угощению добавляются вино, крашеные красные пасхальные яйца со сладким пирогом, похожим на наш кулич. Весь день звучит музыка, выступают фольклорные коллективы.

Пасхальные богослужения транслируются по телеканалам. Впрочем, и в обычное воскресное утро многие программы заменяются проповедью, передачами из храмов, где проходит литургия. Конечно, Греция — не Россия с ее огромными пространствами, да и безбожных революций здесь не было. Все жители этой страны легко могут попасть в храм. К сожалению, не все пользуются этой возможностью, предпочитая смотреть службу на голубом экране.

К сожалению, русскому человеку воспринимать службу, в особенности на экране, трудно не только по причине незнания языка, но из-за отличий в литургическом пении. Не удержусь, чтобы не привести еще одну цитату из Зандера.

«Нигде тоска по русскому Православию не достигает такой остроты, как в основной звуковой стихии Православия — в церковном пении, где греки твердо держатся установленных образцов, которые для нас являются чуждыми и малоприемлемыми. Чуждыми при этом являются не мелодия и не гармонизация, а чужда звуковая структура их песни, ее гамма. Наше ухо не улавливает (а когда ухо улавливает, то душа не принимает) тех неожиданных переходов, тех непонятных повышений и понижений, из которых соткана однообразная и безконечно растягивающаяся звуковая нить. Особенно остро чувствуется это, когда поет один голос; греческие певцы (в особенности в провинциальных церквях) поют с энтузиазмом, с упоением, вкладывая в свое пение не только всю свою душу, но и всю силу своего голоса. В результате получается нечто такое, что можно воспринимать только при многолетней привычке».

Греция — последняя православная страна, в которой Церковь еще является государственной. Увы, сегодня ее уникальное положение заметно меняется, довольно резко ставится вопрос о ее отделении от государства. Обострению дискуссий вокруг этого вопроса способствуют раздуваемые прессой скандалы по поводу «церковной коррупции». Без сомнения, темные силы пытаются изъять Православную Церковь из общественной жизни, оставив ей только этническую резервацию. Будем надеяться, что это не получится и Греция сохранит свою столь дорогую для нас религиозную уникальность.

М.ДРОЗДОВ

предыдущая    следующая