Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Духовный вестник», Брест

НЕ ПРОИГРАЙТЕ СВОЕГО СПАСЕНИЯ

Фото А.Дроздовского...Не так давно знакомый священник рассказал, как буквально стонет у аналоя 33-летняя продавщица: осознавая пагубность этой тяги, запутавшись в тысячедолларовых долгах, бросая семью, она снова и снова идет играть. Другая безутешно плачет — ее 18-летний сын распродал все в доме, чтобы бросить очередную дань во чрево «одноруких бандитов».

Для всего мира главным символом игорной лихорадки стал Лас-Вегас (в переводе с испанского — «луга»). Город в пустыне за свои полтора века превратился в американскую столицу азартных игр.

Сначала это были просто торговцы. «Но только вторая волна миграции — прибытие в 1940-х годах еврейских гангстеров, — превратила Лас-Вегас в нечто большее, чем просто полустанок посреди пустыни. Бенджамин («Багси») Зигель и его друзья — Меир Лански, Давид Берман и Гас Гринбаум — построили в Лас-Вегасе отели и казино, где стали работать еврейские крупье, водители, повара и другие белые и синие воротнички, которым можно было доверять и которые держали рот на замке».

В Городе Грехов культивируются страсти. Возводится на пьедестал тщеславие: в шикарном отеле красавчика Багси посреди бывшей пустыни плавают розовые фламинго; «Дворец Цезаря» прельщает входящего Древним Римом, возрожденным из небытия топографическими и лазерными эффектами; «Экскалибур» на 4000 номеров — архитектурная фантазия на темы средневекового замка короля Артура; 30-этажный «Луксор» — чуть уменьшенная копия пирамиды Хеопса, с ее вершины по ночам на расстояние 160 км и даже до космической орбиты бьет луч света... В американской «империи казино» подстегивается и чревоугодие: уровень цен в буфетах, барах и ресторанах здесь в два раза ниже, чем в целом по стране.

Город из порочных символов азарта — Сан-Франциско. Сама жизнь в нем стала азартной игрой, и монетные игровые автоматы, созданные в конце 1880-х годов, пришлись тут как нельзя кстати. Интерес к ним подогревался и разнообразным внутренним наполнением (от наличных за выигрыш в кости и карты до выдачи приза жвачками), и внешним декорированием (от эффектных напольных механизмов до автоматов в виде радиоприемников).

В 1899 году изобретательный выходец из Баварии Август Чарльз Фей, усовершенствовав свой прежний автомат, заменил карты на символы мастей, добавил «подковы» и «звезды», а верхнюю панель украсил популярным патриотическим символом «Liberty Bell» — «колокол свободы». Так появился прадед «однорукого бандита», механического приспособления, запускаемого с помощью рычага (за что автомат и получил свое прозвище). С тех пор Liberty Bell пополнил плотные ряды порочных изобретений человечества, возвещая гибельную свободу от соблюдения заповедей и рабство греху.

Азартные игры породили болезнь лудоманию (от латинского ludus — игра). Игромания как массовое явление появилась в 60-х годах XX века под названием «китайский синдром». Жители Юго-Восточной Азии и китайцы оказались почти беззащитны перед увлечением азартными играми. Болезнь оказалась настолько нешуточной, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в «Классификации психических расстройств МКБ-10» выделила «патологический гемблинг» (от английского game—игра). Он относится к расстройствам зависимости и попадает в одну группу с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Многие игроки пытаются сохранять спокойствие. Хотя трудно. Владельцы сетей игровых залов почти не скрывают: прежде чем сорвать джекпот, игрок проигрывает суммы в несколько раз большие. Социальный статус игроков самый разный. Поначалу было много бомжей, потом их выгнали. Играют люди не очень обезпеченные, есть и такие, кто методически приходит в обеденный перерыв и бьет по единственной кнопке «максимум». Все больше становится женщин — от хорошо одетых девушек до бабушек, проигрывающих пятнадцать тысяч за игру. Работники залов знают постоянных клиентов. Детей сюда приводят и матери, и отцы. Но если у старших сохранилась внутренняя защита, удерживающая до поры до времени от окончательного падения в грязь, то дети лишены этого иммунитета и воспринимают происходящее как естественный способ получения легких денег.

Вообще-то по правилам к азартной игре не допускаются дети до 18 лет, иначе персонал и менеджер будут строго наказаны. Но у нас детям до 18-ти по правилам не отпускаются и винно-водочные изделия с сигаретами... Дети, чтобы поиграть на автоматах, часто воруют деньги, мобильные телефоны и другие ценные вещи у младших и у родителей. По данным, например, украинских исследователей, среди детей и подростков тех, кого можно назвать патологическими игроками, в два с лишним раза больше, чем среди взрослых.

Здесь, в «залах и домах азарта» с людей спадают маски: человек не может себя контролировать, он беззащитен. «Некоторые, — улыбается работник одного из московских казино Елена, — заходя в зал, кланяются; другие крестят автомат перед началом игры; третьи гипнотизируют его пассами; четвертые пальцами «собирают» фигурки по экрану, чтобы они совпали... Интересно наблюдать. И по-человечески жалко людей. А полгода назад на «Петровско-Разумовской» один мужчина разбил монитор от озлобленности. Надо уметь проигрывать, если играешь...»

Пока среди «шпилевых», «запойных» (по сленгу служителей азарта) игроков подавляющее количество мужчин (около 90 процентов), но число женщин растет, и это катастрофа. От игромании так же, как и от алкоголизма, женщин вылечить чрезвычайно трудно.

— Не случайно, — продолжает Тарас Николаевич, — патологический гемблинг относится к расстройствам зависимости. Он сходен симптомами с наркоманией и алкоголизмом, лечатся они примерно одними препаратами. И так же, как у тех категорий больных, у всех без исключения игроманов в различной степени разрушается личность: ломаются морально-этические нормы, которым они раньше следовали, снижается интеллект, ухудшается память, меняются эмоциональная и поведенческая сферы. Человек вообще становится неудачником: ему неинтересно учиться в институте, работать, любить. Происходит социальная дезадаптация...

Духовная суть пагубной страсти человечеству разъяснена давно. Апостол Павел, напоминая о рассказанном в Библии поклонении избранного народа золотому тельцу (Исх. 32, 6), призывает: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1 Кор. 10,7).

Учитель Церкви II-III веков Тертуллиан пишет: «...когда понадобились они (лошади) для игрищ, тогда то, что было даром Божиим, сделалось орудием сатаны». А святитель Иоанн Златоуст, во времена которого (IV-V века) конские скачки приобрели небывалую популярность, емко и хлестко именует их «сатанинским зрелищем», «безплодным и гибельным позорищем», «растилищем диавольским», «отравой душ». Посетителей «позорищ» великий проповедник Истины хотел отлучить от священных собраний, поскольку «страсть больше всего повергает нас власти диавола».

В конце десятого века преподобный Василий Новый укоряет своего ученика Григория, приостановившегося у ипподрома, «где радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем».

Две тысячи лет христианство воспитывает человека в воздержанности и целомудрии, научая его противостоять страсти. В «Указателе» свт. Иоанна Златоуста, к примеру, немало сказано на актуальную для России тему: «Игра в кости для многих не кажется злом, но любовь к ней вводит в жизнь тысячу зол»; «Страсть к деньгам—корень зла»; «Страсти делают ум пустым»...

Лучшие умы России, пронизанные, вскормленные Православием, исследуя игорную страсть, осознавали, что и кто скрывается за этой пагубой. В письме своему другу Лермонтов, не избежавший гибельного увлечения, признавался: «Когда я играю, я чувствую безтелесного дьявола, притаившегося за моими плечами». Куприн размышлял: «Лихая вещь эта пакостная рулетка». Лихими на Руси, как известно, называли опасных и злобных.

И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: «Азартные игры — это сети, в которые сатана ловит души».

Это не метафора с гиперболой, а факт. Сколько написано о святотатственной символике карточных мастей, однако даже не всем христианам известно, что зашифровано в намозоливших глаза сердечках и ромбах. Процитируем «Почаевский листок».

«Игральные карты были созданы темными силами как кощунственное хуление крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Карточные масти обозначают: крест, на котором был распят Спаситель, копие, коим Он был прободен, губку, поднесенную Ему с оцтом (уксусом), и кованые четырехгранные гвозди, которыми Спаситель был пригвожден ко кресту».

«Непобедимая победа», «оружие на диавола», наша защита хулится «смельчаками, заигравшимися в самоубийство», как точно именует картежников «Почаевский листок».

Неслучайно карты с маниакальностью используются колдунами, гадалками, шулерами, ворами и пр., что «жизни вечной не наследуют» и стремятся увлечь с собой в разверстую бездну побольше несчастных душ. Именно карты (позже символы их мастей) закладываются в первых «одноруких бандитов», а сегодня влекут к себе «смельчаков-самоубийц» в современных покерных автоматах. Карточные игры (баккара, блекджек, покер) — непременный атрибут и «домов азарта», хотя символ казино, конечно, — рулетка.

В недобрую минуту 1655 года французский математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль изобрел колесо с вращающимися цилиндрами и точно обозначенным порядком цифр и комбинаций. Трагедия великого ученого оказалась в том, что он, видевший путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния лишь в христианстве, невольно (конструируя прибор для объяснения выдвинутой им теории вероятностей) вручил падкому на соблазн человечеству страшное колесо порока.

Рулетку (от франц. roulette — колесико) подхватили умельцы делать деньги, подбросив обществу идею об усовершенствовании «колеса удачи» доминиканскими монахами. Хотя недавно и колдун Юрий Лонго признал: «Ее придумал дьявол и свое черное дело переложил на другие плечи».

Во второй половине XIX столетия парижский шулер Морис Франсуа Бланк (изгнанный перед тем из Германии кайзером Вильгельмом) перебрался в Монако и купил у князя игровую концессию. Бланк выстроил в Монте-Карло казино, возвел на скале роскошную гостиницу и театр, выделил в казну 15 процентов дохода от рулетки. Сменил себе в угоду весь государственный аппарат, организовал две армии, создал акционерное «Общество морских купаний», которое взяло в руки игорное дело. Подкупил многие газеты Франции, Италии и Англии, привлек на свою сторону иезуитов, выделив деньги на постройку церкви и монастыря...

Несколько лет Бланк был европейским монополистом казино. До сих пор бытует легенда о том, что бывший шулер продал душу дьяволу за секрет рулетки. Бог весть... Сумма же всех цифр «колеса фортуны» (от 0 до 36) широко не рекламируется. Составляет она — между тем — число 666.

В Россию казино переместились при «просвещенной» Екатерине II одновременно с мощной кампанией секуляризации. Трогательная забота о душах подданных — закрывая монастыри, повсюду, вплоть до придворных кухонь, внедрять орудия соблазна.

Правда, последующие российские императоры поприкрыли этот вид бизнеса. И одной из диковин, привлекавших русских в XIX веке на европейских водах, стало казино. Но стоек был иммунитет ко злу, привитый Православием, чувствовала душа, что все там, по словам Достоевского, «как-то нравственно скверно и грязно».

После 1917 года Православие на Святой Руси изничтожали револьверами, саблями да тюрьмами, разумеется, синхронно открывая разнообразные злачные места. Слава Богу, до поры до времени. Но и эпохе «Морального кодекса строителя коммунизма» тоже подошел конец. Сегодня снова за окном полоса гибельной свободы от соблюдения заповедей и рабства греху.

Галина ВАСИНА, г. Москва

следующая