«Духовный вестник», Брест

А ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...

Расскажите, пожалуйста, о поведении женщины в храме в критические дни. Может ли она посещать церковь и причащаться в этот период?

Людмила, Брестский р-н

Согласно установлениям богооткровенной ветхозаветной религии, чистота (духовно-нравственная и физическая) является необходимым условием для приближения ко всему священному. К внутренней нечистоте приводит грех. Физической нечистотой в законоположительных книгах Ветхого Завета считалось: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). По религиозным понятиям древних культовая нечистота не является грехом, но генетически связана с ним. Древнееврейское слово «нечистый» первоначально означало нравственную нечистоту. В этом значении употребляют его святые пророки: Исайя(6:5), Иезекииль (22:5), Захария (13:2). Слово «чистый» также этимологически связано с нравственным состоянием. Оно означает — светящийся, издающий свет (Иов 17:9; Исайя 50:12). Новозаветная Церковь установления о ритуальной нечистоте отменила. Главным условием нашего соединения с Богом считается чистота внутренняя: «Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Новозаветная Христова Церковь, отменив ветхозаветные установления о ритуальной чистоте, вместе с тем сохранила ограничения для женщин во время очищения рожениц и находящихся в состоянии месячных. 2-е правило свт. Дионисия Александрийского (3 в.) гласит: «О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой».

Понятно, что в «эти дни» женщины стараются не посещать храм. Но, если есть необходимость в таком посещении, то остаются стоять в притворе храма. В притворе в старину стояли «оглашенные», некрещеные люди. Это как бы «земная» часть храмового здания, место соприкосновения Божественного с землею. Это мир людей, в отличие от двух других его частей — собственно храма и алтаря. В притворе в наши дни совершаются панихиды по усопшим, в притворе дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. Здесь стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.

К святыням, иконам женщины, у которых критические дни, не прикасаются, но, разумеется, молятся. И еще: нельзя ни в коем случае причащаться Святых Даров — вы сможете исповедаться и причаститься после окончания «сложных» дней.

Во всем этом нет ничего обидного для женщин. Ведь есть такое правило — даже мужчина-священнослужитель не может входить в алтарь и в храм, и тем более служить, если у него есть кровоточащая рана. В храм нельзя вносить мясо. Дело в том, что храм — место, где во время Евхаристии приносится безкровная Жертва Христова. В храме мы духовно соединяемся со Христом, причащаемся Его Тела и Крови.

предыдущая    следующая