«Нескучный сад», Москва

О ДЕНЬГАХ И СВОБОДЕ

Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. Н.  В. Гоголь, «Мертвые души»Христианин не должен стремиться к богатству. Значит ли это, что надо стремиться к бедности? Где кончается естественная забота о благополучии близких и начинается страсть любостяжания? На наши вопросы о богатстве и бедности отвечает ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ.

— С одной стороны, всем известно, что нужно зарабатывать, главе семьи нужно прокормить, выучить детей. С другой стороны, есть такое представление, что деньги — это какое-то зло, что в них есть что-то не совсем чистое, что деньги портят людей, а денежные отношения портят дело...

— Эта область требует серьезного размышления. Есть даже философские и богословские труды на эти темы, об этом довольно много писал свт. Иоанн Златоуст, есть целая книга «Философия хозяйства» прот. Сергия Булгакова, есть по этим вопросам работы у Бердяева, так что это — серьезная тема. Даже исследовать все, что сказано в Священном Писании о богатстве, не так уж просто. И я здесь могу сказать только очень немногое.

Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие» (Мк., 10, 23-24). Ясно, что когда человек поглощен чем-то земным, он уходит от Царства Небесного. Господь выделил именно страсть к богатству среди других страстей потому, что это одна из самых всепоглощающих, одна из самых злых страстей, действующих в течение всей истории человечества. Эта страсть и является грехом. Если она овладевает сердцем, то в сердце не остается места благодати Божией. А деньги являются просто выражением этой страсти. Не сами по себе бумажки зеленые или какие-то другие несут в себе дьявольский заряд, они просто материализуют эту страсть.

Есть замечательный рассказ о том, как некоторый брат вопросил преподобного Нифонта Цареградского, святого шестого века: «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего?» Блаженный сказал: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые по истине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями, потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться к подвигам. Занимающие престолы священства будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием, и будут служить для людей более соблазном, чем образцом... сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатым златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго».

Это пророчество о последних временах связывает наступление времен Антихриста с ростом страсти сребролюбия, которая найдет себе место даже внутри земной Церкви. Уже это одно говорит о том, насколько зловеща эта страсть.

И мы видим сейчас, как это приближается, видим, что все больше людей побудительной причиной своей деятельности имеют стремление к богатству, к деньгам.

Еще недавно мы жили в советской стране и с горечью отмечали недостатки советского строя, его уродливую идеологию, атеизм, который был положен в основу этой идеологии, гонения на Церковь, многие лживые принципы, которые нанесли душам людей колоссальный вред. Мы все это чувствовали и отрицали. В то же время мы все помним, как тогда везде были безплатные больницы, безплатная скорая помощь. Может быть, врачи не везде были на высочайшем уровне, но все-таки не редкостью было то, что в больнице сестра, санитарка без всякой корысти ухаживала за больным. А сейчас это становится все более и более редким явлением. Доходит до того, что некоторые врачи ставят диагнозы таких болезней, лечение которых потребует больших денег. Почему это происходит? Потому что деньги диктуют теперь людям нормы поведения, приходится выбирать между добрым делом и положением в обществе. Ведь есть такие больницы, где врач, если будет безплатно лечить, может поплатиться своим местом. Его будут вытеснять, выгонять из больницы. Потому что он портит коммерцию. Это только один из немногих примеров, а ведь таких примеров можно набрать сколько угодно.

— Власть денег связана с тем, что деньги дают какие-то возможности, то, что называется «деньги дают свободу»?

— На самом деле деньги никакой свободы не дают. Они, конечно, дают возможность есть повкуснее, или ездить на дорогих машинах, или ездить за границу раз в две недели. Но эта возможность не имеет ничего общего с внутренней свободой. А внутреннюю свободу деньги отнимают. Потому что любая страсть делает человека рабом отношений, построенных на страстях. Построенные на стремлении к богатству рыночные и политические отношения диктуют человеку его поведение, властно принуждают его поступать так, а не иначе. Он вынужден общаться с теми людьми, которые как-то задействованы в его денежных операциях, и плясать под их дудку. Ведь если он ведет себя не так, как они, то он потеряет с ними контакт и может разориться.

В этом смысле бедные люди — самые свободные. Бедняк — конечно, если он внутренне смирился со своим состоянием — не думает все время о том, что он может стать еще беднее. А богатый, владелец каких-нибудь фирм только об этом и думает. Он непрерывно звонит по своему мобильному телефону и узнает: как там дела, не падает ли его рейтинг, не сорвалось ли что-нибудь... Не потому даже, что он так боится, что потеряет полмиллиона долларов. Если у него много миллионов, то для него это не так страшно, казалось бы. Но знаете, как разоряются банки? Это очень интересный, очень символичный процесс. Вот кто-нибудь пустил слух, что такой-то банк может лопнуть и в нем пропадут вклады. И взял свой вклад оттуда. После этого его знакомые услышали: ага, он взял оттуда вклад, он, наверное, знает, что там что-то нехорошо, — и тоже быстро взяли свои вклады. Начинается обвальный процесс: чем больше забрали вкладов, тем больше разносится молва, тем больше людей спешат тоже взять свои деньги — и банк лопается. И так же лопаются и все другие денежные дела.

Поэтому любой предприниматель живет все время под страхом. Он должен все время заботиться о том, чтобы сохранить свой имидж, чтобы реклама работала на него, он должен в средствах массовой информации бороться с дезинформациями на свой счет. У него тяжелая жизнь. Тем более, что люди, с которыми он все время общается, — это люди далеко не самого высокого устроения. Это очень часто люди внутренне несчастные, лишенные самого главного в жизни.

А с другой стороны, когда человек все время чувствует, что у него больше денег, чем у других, то ему очень трудно остаться смиренным, скромным. Он привык себе многое позволять, почему же он не может позволить себе еще вот это, это и это? У него возникает другое мироощущение. И он перестает замечать, что в то время, как он себе позволяет роскошествовать, рядом очень много людей бед-ствует. Он перестает их видеть. То есть богатство может способствовать развитию нравственной слепоты в человеке, снизить уровень его нравственного чувства, разрушить его совесть.

Это похоже на то, как действует любая страсть. Но не всякая страсть так дей-ствует на общество. Например, человек грешит обжорством. Этот грех, конечно, мешает его спасению, искажает его жизнь вредит его здоровью. Но то, что он обжора, не означает, что все остальные станут обжорами или что он обязательно съел чужое. Он, может быть, съест немного больше, чем другие, ну, за двоих, за троих съест, но больше-то он не съест. А деньги не имеют в этом смысле предела.

— Но ведь если богатые есть, значит, они нужны?

— Дело в том, что богатые не нужны. Вообще хозяйственная жизнь нужна. Господь повелел нам питаться от трудов рук своих, мы должны зарабатывать свое пропитание, должны возделывать землю, чтобы получить те плоды, которые послужат нашему устроению. Это ясно, это заповедь Божия неотменная. Если плодов будет больше, так это лучше. Грех не это. Грех — это страсть, которая возникает тогда, когда человек отдает деньгам слишком много внимания.

О правильном отношении к богатству замечательно говорит пророк Давид: "Богатство аще течет, не прилагайте сердца" (Пс. 61, 11). Апостол Павел же: «Я вам сказываю, братие: время уже коротко, так что... должны быть... покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (Кор. 7, 29-31). Если случится, что Богу угодно будет дать богатство, то нужно помнить, что оно дается тебе не для того, чтобы ты чувствовал себя его владельцем, а для того, чтобы ты с помощью этого богатства делал добрые дела. И чтобы был к нему внутренне равнодушен. Есть деньги — тогда воспользуюсь ими, чтобы делать добрые дела. Нет денег — и не надо. Конечно, надо трудиться и заботиться, чтобы пропитать людей, которые вручены тебе, твоим заботам и за которых отвечаешь — это семья, близкие, люди, которые нуждаются в твоей помощи. Но для этого просто нужно работать, богатство здесь не необходимо.

Богатство — это излишки. А излишки нужно раздавать нуждающимся. Не нужно над ними трястись, не нужно, чтобы сердце о них болело. А если богатство уйдет — ну и пусть. Священное Писание учит нас: "Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр. 28, 27). «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5, 42). "Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне" - то есть богатству (Мф. 6, 24).

— Как понять, свойственна тебе страсть любостяжания или нет?

— Это довольно просто. Если все время думаешь о деньгах, значит, есть страсть любостяжания. Если имеешь приличную одежду, но смотришь: надо бы мне другую шубу, как у другой девушки, помоднее, посовременнее. У меня дубленка, а та, меховая, красивее. Начинаешь думать: как бы мне эту шубу приобрести? Если так, то это значит, страсть любостяжания есть. Человеку, у которого нет такой страсти, все равно, какая у него шуба, если ему тепло в ней и она не выглядит как-то вызывающе неприлично. Или вот, если у человека есть магнитофон — такой, на котором можно слушать музыку, но ему все хочется какой-то лучше, современнее, более дорогой, красивый, у которого все само выдвигается, мигает, защелкивается... Если такое желание одолевает тебя, значит, есть страсть любостяжания. А если все равно — могу слушать музыку, и слава Богу, — значит, страсти нет.

Конечно, тут могут быть оттенки. Если человек работает на компьютере, то ему хочется, чтобы компьютер был получше, быстрее работал, меньше портил глаза, чтобы у него было побольше возможностей. И в этом плохого нет, это нужно для работы. Если можешь купить получше, покупай. Но, если просто хочется какое-то новое удовольствие получить, если новый компьютер нужен, чтобы играть, заниматься ерундой, тогда дело другое...

следующая