Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православный Воронеж»

«ТРИ МУШКЕТЕРА»

Этой книгой зачитывались многие, но ее влияние на неокрепшие умы никак нельзя назвать положительным.

Начнем с того, что главные и "положительные" герои этого романа - д'Артаньян, Портос, Атос и Арамис - в самом начале книги демонстрируют, что готовы из-за пустяка, из гордыни убить своего ближнего, и автор их за это ничуть не осуждает. За первые дни знакомства эта четверка убивает троих человек, а двоим наносит смертельные раны. Впоследствии у них возникает "потребность видеться ежедневно по нескольку раз - …по поводу какого-нибудь поединка". Рассказывают, что настоящий д'Артаньян, имя которого Дюма дал своему герою, был тупым и жестоким солдафоном, убившим на дуэли известного математика. Но разве наш герой вникал в способности людей, становившихся на его пути?

Считается - по крайней мере авторами предисловий, - что "Три мушкетера" полезны юношеству, ибо учат настоящей дружбе. Посмотрим, в чем именно эта дружба заключалась. Основанием ее (так сказать, общими интересами, связывавшими друзей) были "прогулки в полупьяном виде, занятия фехтованием и более или менее остроумные проделки". При этом друзья были готовы "друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни". Не столько ради блага друга, сколько ради удовлетворения низменных страстей. Да, Атос, Портос и Арамис, не спрашивая о цели опасного предприятия, отправляются в Лондон за подвесками королевы. Но все-таки для чего они рискуют жизнью? Для того, чтобы королева смогла обмануть своего мужа, а д'Артаньян - удовлетворить свою страсть к мадам Бонасье. Согласитесь, такие цели едва можно назвать чистыми. Д'Артаньян любит твердить о своей чести, но на самом деле он безчестен, у него нет ничего чистого - даже любви. "Любит" он Констанцию, но его нисколько не останавливает, что она жена его квартирохозяина. Он всячески бравирует своей страстью, пытаясь склонить объект своего вожделения к прелюбодеянию. Его "любовь" не включает в себя понятие верности и не мешает ему блудить с другими женщинами - он одновременно был любовником леди Винтер и ее служанки Кэти. Причем блуд для него - не случайность, а норма. Об этом свидетельствует хотя бы следующий диалог: "[Арамис] - Что же касается меня, то я не имею и не хочу иметь любовницы, следуя в этом отношении мудрейшему примеру Атоса, у которого так же, как у меня, нет дамы сердца [Д'Артаньян] - Но ч… возьми, вы ведь не аббат, раз вы мушкетер!" Таков "честный человек" д'Артаньян. И читая о его похождениях, подростки (а на многих изданиях этой книги даже стоит пометка - "Для среднего и старшего школьного возраста") усваивают для себя спокойный взгляд на распущенность в отношениях между полами.

Что уж говорить о такой "невинной" провинности героев, как сквернословие. Речь их (за исключением, пожалуй, Арамиса) пестрит упоминанием нечистой силы и служит объектом подражания для юных читателей. Какой из всего этого вывод? А книжка-то не такая безобидная, как кажется на первый взгляд...

В.Коцюба

предыдущая    следующая