Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Семейная православная газета», Москва

ОБИДА

Часто мы повторяем, что корень обиды - тщеславие. Но копнуть поглубже не даем себе труда. А стоит. Ведь корешок в том, что мы себя считаем приличными людьми, совершенно не заслуживающими, чтобы к нам относились плохо. Высоко себя ставим… На эту тему наш корреспондент беседует со священником.

- Чем меньше тщеславие, тем меньше и обидчивость?

- Конечно. И правильно считать себя последним, хуже всех людей. Тогда Бог вознесет. Но считать искренне, без задней мысли: "Унижу-ка я себя, чтобы Господь меня на горку втащил!"

Дело в том, что Бог попускает обиды по разным причинам.

- По каким?

- Во-первых, я через них узнаю, что обидчивый, нетерпеливый, что нет у меня ни кротости, ни любви. Иначе мы этого урока не усваиваем, к сожалению. Во-вторых, Бог испытывает нашу веру. Чего она стоит, если любой обидчик может искоренить ее сразу?

- И начинается "око за око, зуб за зуб". Молиться за врагов не получается.

- Какое там! Один священник сказал: "Мы друзей-то своих не можем любить, не то что врагов!"

Обиды помогают нам воспитать в себе терпение. Я не оговорился: надо именно самим начинать терпеть, и тогда Бог отвечает и помогает нам. А если мы не стараемся, то Он отходит. Бог насильно не действует.

- Какой первый шаг нужно сделать, чтобы не обижаться?

- Мобилизовать свою волю. Собрать и направить. А она почти у 100 процентов людей очень расслабленная. Собирать ее мы иногда можем, но направляем не в ту сторону - от Бога. Нам даны воля, разум, вера, силы, власть над собой. А человек часто приходит и говорит: "Батюшка, ничего не могу сделать".

Я считаю, что это совершенно неправильная формулировка. Пока не могу и без Бога не могу. То есть не выявляю всех своих средств и пытаюсь двигаться без молитвы, без того, чтобы Господа просить.

- Значит, через обиды мы узнаем себя…

- А еще искупаем свои грехи. Терпение очень спасительно. Одна женщина как-то спрашивала меня: "Что мне делать?" Я ответил: "Терпеть и молиться". "Это я понимаю, - соглашалась она. - Делать-то что?"

А вот это часто и есть самое главное дело - потерпеть, а потом подумать: "Для чего Бог мне эту ситуацию послал? Он ничего зря не делает. И все - на пользу".

И еще одна причина, по которой нам попускаются обиды: чтобы научить нас молиться за врагов. Это исключительно важно. Святой Силуан Афонский считал, что без молитвы за врагов нет христианина.

Когда нас обижают, всегда надо помнить: моя вина перед Богом больше, чем другого человека - передо мной. Часто мы в совершенно искаженном виде понимаем его вину, потому что обида ослепляет нам глаза.

В Прощеное воскресенье мы же формально просим прощения у не-знакомых людей.

- А у тех, кто нам насолил, попросить прощения почти невозможно?

- Очень трудно. Я недавно был на Афоне, и там один монах сказал интересную вещь: "Надо не осуждать другого человека, потому что он есть ты". Человечество едино. Глаз не должен обижаться не палец, потому что они находятся в одном теле.

Но когда тебя обижают, боль должна быть. Боль - за обидчика. Мы хотим не победы над братьями, а возвращения их к Богу. "Разлука с ними терзает наше сердце", - сказал Григорий Богослов. А у нас даже в мыслях нет, что Господь нас создал как одного Адама, как единое человечество. К счастью, у некоторых монахов - есть.

- Обида и осуждение тесно связаны?

- Обида - это обратная сторона осуждения. Она совершенно от- влекает нас от собственных грехов. Святые отцы говорили, что видеть Ангелов - не удивительно, а вот попробуй увидеть свои страсти, грехи. Это главное в жизни. Тогда есть надежда на спасение. Рассматривая чужие страсти, обижаясь, мы просто теряем время. Да еще и в осуждение себе.

- Как молиться за обидчика?

- Полезно говорить: "Господи, прости нас!" Не только его, а обоих.

- Но простить не просто. Конечно, нужно время, чтобы рана затянулась. Вероятно, надо каяться на исповеди в том, что обида тлеет внутри?

- Безусловно. Если только стараться не повторять каких-то поступков - это одна сторона медали. А другая - каяться на исповеди. Таинство совершается тогда, когда мы искренне стараемся избавиться от того, что мешает нам прийти к Господу.

- И Он только может вытянуть из нас обиду. А если все-таки никак не получается простить?

- Нужно обращаться к Богу: "Господи, хоть Ты его прости!" А еще открыть книжку - авву Дорофея, Исаака Сирина или кого-то еще из отцов. И прочесть один абзац о том, как бороться, допустим, со страстью гнева. А мы вместо того, чтобы сразу за это лекарство хвататься, ленимся, впадаем в памятозлобие, без конца пережевываем какую-то ситуацию.

- Насколько я понимаю, обиды неизбежны. Безстрастный - это тот, кто не отвечает злом на обиду?

- Безстрастие - вовсе не равнодушие. Как раз горячая молитва в нас должна быть. Просто нельзя давать своим страстям разгуливаться.

У некоторых психологов есть такие рекомендации: если ты обиделся, вылей свои эмоции. Побей чучело президента или начальника - будешь ходить спокойный и радостный. Здесь учитывается плоскость отношений между людьми, а вертикальная составляющая - отношения с Богом - не замечается.

В духовной жизни не так. Надо бороться с самим зародышем своих страстей - с мыслью. Тут нужна тренировка, подвиг.

- Подвиг - это значит подвигаться?

- Да, двигаться к Богу в меру своих сил. Подвиги бывают разные. Наш - сдержаться от обиды.

Помните, как преподобный Антоний Великий про себя говорил: "Я-то что! А вот есть две женщины, которые в течение всей жизни на кухне ни разу не поссорились!" Вот, оказывается, подвиг, равносильный монашескому. А обида ведет к поиску виноватого.

- И тут уже - не до себя.

- Это началось с Адама. Он свалил свой грех на Еву, Ева - на змия. И с тех пор мы без конца повторяем их ошибки. Виноват другой: в войне, в революции, в ссоре.

- Но бывают ситуации, когда человек страдает ни с того ни с сего.

- Бывают. Пьяный сын бьет мать. Или внук - бабушку. Совершенно безобразно, не помня себя. Может убить. Меня спрашивают: "Как тут поступать?" Я отвечаю: "Замолчите, не разговаривайте с ним!" Они возражают: "Но это же осуждение!" Я говорю: "Нет. Можно сделать обиженный вид. Сыну или внуку полезно увидеть, что он горе несет. Но внутри молитесь за человека".

Всегда надо помогать другому стать лучше. Вытягивать из болота, а не топить. Осуждение топит однозначно. А молитва либо утверждает человека в добре, либо вытягивает из грязи.

- Значит, и тут следует начинать с себя, а не с другого.

- Преподобный Серафим Саровский часто повторял: "Суд без милости - не оказавшим милости". Лучше "согрешить" в прощении обиды, чем ставить себя на место судьи. По сути - на место Бога.

И последний мой любимый пример. У одного монаха был келейник, который должен был ему помогать, а на самом деле бил монаха, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же, на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть. Ему бы благодарить Бога, а он молился: "Господи, ничего я для Тебя не потерпел - и день прошел даром!"

Это высота, до которой нам никогда не подняться. А знать о ней нужно. Читайте святых отцов!

предыдущая    следующая