Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Фома», Москва

Беседа с протоиереем Владимиром Воробьевым

ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ — КТО ЭТО?

то такой духовник, или духовный отец?

- По большей части в церковной практике духовником, или духовным отцом, является священник, с которым те, которых принято называть его духовными чадами, совершают свой путь к спасению. Но, поскольку он не просто рядом идущий, а еще и священник, он, во-первых, совершает таинство (в первую очередь, речь идет о таинстве покаяния - исповеди). Во-вторых, он как пастырь стремится помочь духовному чаду, чтобы в душе последнего внедрились те духовные и нравственные качества жизни, которые находятся в пространстве Священного Писания и Предания…

Есть и идеальные случаи (есть и ниже обычного, тогда они являются искажением отношений "духовник - духовное чадо"), они встречаются очень редко, но особо ценные. Это тот особый тип отношений, когда духовник посредством Духа Святого знает полноту содержания души своего духовного чада и открывает ему то, что Дух Святой открывает. И в таком случае духовник показывает своему духовному чаду его личный путь ко спасению, при том, что они объединены духом и содержанием общей молитвы, как общей, так и литургической…

- Существуют какие-то особенности в отношениях между духовным отцом и духовными детьми?

- По-настоящему чаще всего не понимается главное, что отношения "духовный отец - духовное чадо" - понятия и реальность глубокие и существующие. Но для этого совершенно не обязательны ни условия послушничества и послушания, ни требования и претензии, чтобы духовники непременно и как можно быстрее научили всему, что они знают сами.

Духовный отец на самом деле внутренне, не обязательно с долгими словами и размышлениями, входит в жизнь духовных детей. В жизнь тех, кто с ним, - просто потому, что он их любит, и душа за них болит. И одним только фактом, что душа о них болит, они оказываются вместе и вместе идут путем спасительным. А он старается вести их ко Христу.

- Насколько полным должно быть послушание духовнику? Потому, что иногда приходилось читать о буквальном, абсолютном послушании. Например, по воспоминаниям духовных чад тех же оптинских старцев, советы спрашивались обо всем, вплоть до механических действий - какую книжку прочитать или в какую сторону пойти?

- Какую книжку почитать - как раз не механическое действие. Это может быть очень хороший способ управления и помощи в духовной жизни человеку, которому некоторые книги могут оказаться неполезными (даже вполне нормальные, имеющие хорошее христианское содержание) как несвоевременные. С другой стороны, предложение неофитам читать "Добротолюбие", которого еще не поймет современный человек, как правило, показывает монашеский опыт духовника…

- В западном христианстве, то есть у католиков, у протестантов, нет духовных отцов. Зато их успешно или плодотворно заменяют психологи. На самом деле и у нас все чаще люди обращаются за помощью к психологам, заменяя ими священника. В чем разница между психологом и духовным отцом?

- Что значит: успешно заменяют? Это еще большой вопрос. А идут к психологам потому, что многие люди не очень понимают, что такое духовная жизнь. И свое ощущение духовности они черпают из рамок своей психологичности. Поэтому, может быть, им действительно скорее нужен психолог, чем духовный отец. Тем более, что именно такие люди очень часто не удовлетворены общением со священником, не видят в этом общении никакой перспективы для себя.

- Можно сказать, что это в основном женская черта?

- В основном, да. Хотя, конечно, теперь и многие мужчины вполне "обабились", и эта черта стала довольно общей. Но, конечно, женщинам она более свойствена, что, в частности, можно видеть по исповедям.

У нас в приходе более-менее искоренен тот тип исповеди, который еще культивируется во многих хороших (действительно хороших) храмах, хороших общинах, когда духовные чада, как раз преимущественно женщины, вместо исповеди предлагают духовную новеллу. Часто очень талантливую, психологически своеобразную, но к духовно-нравственному содержанию жизни это имеет очень небольшое отношение. Имеет, потому что строится на материале, более или менее имеющим отношение к нравственности. Но и этот материал переживается не с этических, а с психологических позиций.

- Когда говорят: духовник благословил сделать, что это значит?

- Это значит - велел.

- А если священник благословляет поступать так, что ты не можешь? Или он тебя уже благословил, а ты чувствуешь, что не в состоянии принять его решение?

- Если между духовным отцом и духовным чадом нормальные отношения, то - не можешь так не можешь - дело просто кончается. Если действительно не можешь, если не выдуманная немочь.

В нормальной ситуации оба - и священник, и тот, кто послушание не выполнил, - относятся к этому нормально. Ну что же? Ну увидели, ну поняли. Все хорошо, жизнь идет, жизнь не кончается. Настаивать в таком случае на обязательности выполнения решения, значит, иметь священническое своеволие или послушническое своеволие. Это только кажется, что человек находится в области послушания, на самом деле он находится в области своеволия.

Даже когда речь идет о таких обычных благословениях, которые ради смеха разделены на две категории. Одна женщина говорит: "Батюшка, у меня во рту много слюны скопилось. Благорсловите сплюнуть?" А другая: "Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите - направо или налево сплюнуть?" Этот пример свидетельствует не только о том, что обычно подходят за благословением по мелочи, для которой не требуется никакого благословения. Он, конечно, карикатурный, и таких не бывает на самом деле. Но по типу - бывает сколько угодно вопросов по мелочам, на которые никакого благословения не требуется. Либо от священника требуется санкция, требуется выбор в альтернативной или мнимо альтернативной ситуации. Но, как правило, речь в таких ситуациях идет о человеческой безответственности.

Другое дело, что для серьезных решений, особенно духовного порядка, безусловно, требуется внутренний совет, который даже и не столько совет, сколько рассуждение о содержании проводимого дела. Чтобы было ясно, что оно духовно и неопасно, полезно и плодотворно. И, соответственно, - наоборот.

- Если духовник посоветовал одно, родственники говорят другое, а сердце подсказывает третье, что в этой ситуации стоит сделать?

- Плюнуть и сделать по-четвертому.

Ну, а на деле - когда как. Иногда оказываются правы родственники, хотя бы потому, что священник не может знать полноту ситуации. Иногда оказывается - прав священник, потому что родственники не понимают полноту духовного отношения. А иногда оказывается - право сердце. Хотя своему сердцу в целом доверять не особенно возможно, потому в своей ветхости, во всех своих возможностях понимания действительности, в том числе и интуитивного понимания, ошибки вероятны и возможны равно так же, как и верные решения. Так что то и другое, и третье, а там, может быть, и четвертое, и пятое.

Самое лучшее - если речь идет о понимании промысла Божия - когда человек искренне желает выполнять волю Божию, и в этом отношении он рассматривает все свои дела. А так, как они могут быть рассмотрены как исполнение (или неисполнение) воли Божией, то лучшим ориентиром верности оказываются обстоятельства. Обстоятельства, посылаемые промыслом, наиболее четко показывают картины и направление жизни. Нужно ли тебе или не нужно уходить с работы, потому что тебя зовут на другую работу? Предоставь все воле Божией, предоставь все промыслу, и через какое-то время так сложатся обстоятельства, что окажется, что иным образом нельзя было поступить, чем тем, который подсказывает промысел.

- Если случится конфликт с духовным отцом, стоит к кому-то обращаться за советом? И можно ли менять духовного отца?

- Такие ситуации требуют каждый раз индивидуального разбора. Чаще всего - не стоит, особенно, если вопрос мелкий. Потому, что у нас в жизни крупных вопросов вообще не так уж много. Тем более, что ошибка, даже если она действительная ошибка, а не мнимая, если она не приводит к каким-то очевидным, быстро действующим отрицательным исходам, ошибка есть вещь полезная и преодолимая. Полезная, потому что дает возможность увидеть еще раз себя и все, что тебя окружает, на более верных жизненных основаниях. Не стоит забывать, что каждое становление верных отношений не проходит без ошибок.

Но все имеет значение только в тех случаях, когда возникают неправильности. В некоторых случаях без совета просто не обойтись. Особенно, когда кажется, что совет или предложение, или приказ священника имеют явно нравственно или недопустимый, или сомнительный характер. И в таком случае посоветоваться было бы, конечно, не худо, поскольку тупое послушание в таком случае ничего хорошего не дает.

Что же касается смены духовников, да, она возможна. Во-первых, когда священник, духовник грешит ересью. И тогда, естественно, совершать подобное ему - грех, означающий отлучать себя от общения церковного, отлучать себя от Духа Святаго. Да, можно, когда священник тяжко согрешает каким-то грехом, связанным с тобой лично. Я не говорю, когда священник блудит, поскольку это дело нечастое, но любым другим явным образом, скажем, себялюбием с твоей помощью или еще чем-то. И ты видишь, что не спасаешься. Наконец, печально, но сменить духовного отца можно в тех случаях (лишь бы это не стало нормой), когда оказалось, что встреча была почти случайной, когда налицо ваше глубокое несоответствие. И кто прав, кто виноват, - даже лучше не разбираться.

- Старец отличается от духовного отца?

- Я не знаю, что такое старец. Я знаю, что такое младостарец.

- А не страшно священнику становиться духовником? Ведь речь идет об ответственности за души человеческие?

- Ну, это вопрос, относящийся к области психологии. Так же ведь не получается, что ты решаешь: "Стану-ка я духовником". Идет жизнь, идет процесс, становишься священником и тем самым возлагаешь на себя ряд обязанностей. Приходишь на исповедь - приходят к тебе люди, исповедаются. Некоторые исповедаются часто, кроме того, у них возникают вопросы, кроме того, возникает необходимость за них молиться, кроме того, идет уже отчасти общая жизнь. Вот так и получается. А не то, что ставишь себе задачу: пункт один - стать духовником.

Хотя и это страшно.