Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Ивановский Епархиальный вестник»

О БЕДНОСТИ И БОГАТСТВЕ

Горе. Н.П. Богданов-Бельскийе только бедные имеют нужду в богатых, но и богатые в бедных, и первые даже больше в последних, чем последние в первых". Свт. Иоанн Златоуст

Каждый человек - будет он богатым или бедным, будет он церем или рабом - вне зависимости от этого остается творением Божиим, которое нигде не найдет успокоения своей ищущей и алчущей душе, кроме как в Одном Боге. Богатство и власть, сами по себе, не дают человеку счастья. Сколько есть людей, обладающих и тем и другим, и глубоко несчастных: одиноких, больных!

В Священном Писании есть такие слова: "богатство если течет, не прилагай к нему сердца". Эти слова написаны пророком Давидом. В жизни его был период крайней бедности: он пас овец и единственным его достоянием была та одежда, которую он носил на себе. Был в жизни его и период избытка во всем: он стал царем. Но этот взлет не вскружил голову Давиду: он всегда помнил о том, что Бог дал ему богатство и власть и Бог может их и отнять, если он, Давид, будет неправильно ими пользоваться.

Многие говорят: "Я все достиг своим трудом". Да, старания человека действительно играют очень важную роль в достижении им жизненной цели, но они решают далеко не все. Очень многие важнейшие моменты нашей жизни зависят не только от нашего труда, но и от того, что люди неверующие называют: "слепым случаем", а верующие - "промыслом Божиим". Выходит, что сам Господь выносит окончательное решение по успеху нашего дела. Многие могут возразить: почему же тогда столько хороших и добрых людей живут в крайней бедности, а многие аморальные и безпринципные люди имеют все блага мира? Но чем больше человек имеет, тем больше с него и спросится. Быть хозяином большого богатства - нелегкий жизненный крест, от которого Бог освобождает верующих в Него, если они к несению этого креста неспособны.

Чем больше у человека богатства и власти, тем больше у него забот и проблем, и тем сложнее его восхождение по пути спасения. Но при этом не следует думать так, что не должно быть богатых. Если Бог дал человеку богатство - значит этот человек может этим богатством правильно распорядиться. Если же человек использует данное Богом богатство исключительно на удовлетворение своих, зачастую порочных и нелепых потребностей, тогда Бог отнимает у этого человека либо богатство, либо способность к получению радости от жизни. Нужно помнить, что подлинное счастье и радость мы найдем только в жизни по данным Богом законам, потому что это естественные законы. Желая сделать каждого человека способным к получению счастья и спасения безсмертной души, Бог зачастую очищает нас через разного рода скорби. Если богатство становится для нас препятствием для спасения нашей души, то Бог отнимает его. Но если богатство способствует делу спасения нашей души, то Бог его приумножает. Человек, замыкающийся на своих деньгах, боящийся кому-то нуждающемуся дать лишнюю копейку, обычно быстро остается ни с чем. И наоборот, небоящийся щедро благотворить нуждающимся получает обратно намного больше. И потому каждому из нас, когда наши средства станут большими, чем необходимо нам на жилище, еду и одежду, необходимо стараться хотя бы часть своего дохода уделять на нужды Церкви, больных и убогих людей, сирот. Господь, невидимым образом, сторицей возвратит нам то, что мы от чистого сердца и без всякой задней мысли дали просящему у нас нуждающемуся человеку.

Архимандрит ЗОСИМА (Шевчук)