Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Ф.Н.Плевако родился 13(25) апреля 1842 года в г.Троицке Оренбургской губернии. По отцу он был поляком, а по матери-башкирке относился к монгольскому племени. Мать его была неграмотна, и, конечно, мальчик не знал никаких гувернеров и гувернанток. Пробившись "в люди", окончив университет, Федор Никифорович стал интеллигентом без интеллигентского облика. Иными словами, он сочетал в себе образованность, интеллект, глубокую веру и лучшие качества православного русского народа, хотя и не был русским по крови.
Много лет Плевако был церковным старостой кремлевского Успенского собора в Москве, постоянно жертвовал на нужды Церкви и христианского просвещения, помогал бедным студентам и талантливым ученым, причем очень крупными денежными суммами. До самой своей кончины в 1908 году он дружил с двумя известными церковными деятелями - профессором Московской духовной академии Н.И.Субботиным и архимандритом о.Павлом Прусским, настоятелем единоверческого миссионерского монастыря в Москве.
Великим постом Федор Никифорович уезжал на всю первую седмицу в единоверческий монастырь и там строго проводил дни говения, аккуратно посещая все монастырские службы, принимая участие в чтении поучений. Никаких дел на первой седмицы Святой Четыредесятницы адвокат не вел.
В истории адвокатской практики России Ф.Н.Плевако известен как выдающийся оратор. Однако немногие знают, что в основе успеха "Московского Златоуста" лежала горячая, живая вера. Один случай из его судебной практики - просто знаменательный.
В Калуге, в окружном суде, разбиралось дело о банкротстве местного купца, задолжавшего многим. Представьте себе Калугу второй половины XIX века: это русский патриархальный город с большим влиянием старообрядческого населения; присяжные заседатели - купцы с длинными бородами, мещане в чуйках и интеллигенты доброго, христианского нрава. Здание суда было расположено напротив кафедрального собора. Шла вторая седмица Великого поста. Послушать "звезду адвокатуры" собрался весь город.
Федор Никифорович, изучив дело, серьезно подготовился к защите, но "почему-то" ему не давали слова. Наконец, около пяти часов вечера председатель объявил:
- Слово принадлежит поверенному Феодору Никифоровичу Плевако.
Неторопливо адвокат занимает свою трибуну, как вдруг в этот момент в кафедральном собору ударили в большой колокол - к великопостной вечерне. Перекрестившись широким размашистым крестом, Плевако читает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми. Дух же целомудрия… даруй ми… и не осуждати брата моего…". Все встали, слушая молитву; тихо, почти шепотом, Федор Никифорович произнес маленькую речь, совсем не ту, которую готовил: "Сейчас священник вышел из алтаря и, земно кланяясь, читает молитву о том, чтобы Господь дал нам силу "не осуждать брата своего". А мы в этот момент собрались именно для того, чтобы осудить и засудить брата. Господа присяжные заседатели, пойдите в совещательную комнату и там, в тишине, спросите свою христианскую совесть, виновен ли брат ваш, которого судите вы? Голос Божий через вашу христианскую совесть скажет вам о его невиновности. Вынесите ему справедливый приговор".
Присяжные совещались пять минут, не больше. Решение было единогласным: "Не виновен".
Один знакомый протоиерей как-то задал адвокату вопрос:
- Скажите, где Вы учились красноречию? Кто из университетских профессоров был Вашим наставником?
Адвокат улыбнулся и ответил:
- Малому я научился в школах, но и за то благодарю и молюсь за своих наставников. Главным же профессором красноречия у меня был св.Иоанн Златоуст.
И Плевако рассказал протоиерею, что еще в студенческие годы любил читать творения святого Иоанна. "А логику, - добавил он, - я учил у св.Григория Богослова, ибо более правильного и логически-последовательного мышления редко у кого из его современников можно встретить. Прочтите внимательно его догматические трактаты против ариан: это шедевры логики. Вообще, когда я стал знакомиться со святоотеческой литературой и, в частности, с произведениями русских духовных писателей, я без труда нашел в них блестящие примеры богатства языка, логики и глубины мысли. Жаль, что русские люди, даже передовые руководители, не знакомы с жемчужинами духовной литературы".
Да, это был истинный сын Церкви. Дар милости, это великое блаженство Иисусово, проявился у него во всей полноте. В то время, как российское общество упорно двигалось к исторической катастрофе, подвижники из числа интеллигенции, среди них адвокат Ф.Н.Плевако, "избрали благую часть" и самой своей жизнью проповедовали истину и свет Православия.