Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шерстокрылый Серафим
На перепутье мне явился.
- Шестикрылый, - поправила учительница. - У Серафима было шесть крыльев. А, кстати, кто такой Серафим?
- Это ангел.
Учительница удовлетворенно кивнула, девочка продолжила чтение, а после урока мы, студенты-практиканты, подошли к этой ученице:
- Скажи, пожалуйста, почему ангела называют Серафим?
- Как почему? - искренне удивилась девочка. - Назвали его так, имя у него такое - Серафим.
Тогда нам впервые пришла в голову мысль о том, что ученики не слишком понимают те произведения, которые изучают в школе. Да и откуда детям знать, что за ангел Серафим, если ни их родители, ни школьные учителя, ни сами не знаем не только основ Православия, но и с христианским учением в целом знакомы лишь понаслышке. Впервые мы задумались о том, что идет подмена истинного смысла произведений великих русских писателей на совершенно другие, возможно, чуждые авторам идеи, что трактовка многих произведений неверна.
Давайте еще раз вспомним стихотворение Пушкина "Пророк" и то, как трактовали его на уроках литературы в советской школе. Во-первых, его ставили в один ряд со стихотворением "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", и строчки "Глаголом жги сердца людей" отождествлялись со словами "…и в мой жестокий век восславил я свободу". А действительно ли такой смысл вложил поэт в свое повествование? Ведь в целом четверостишье звучит так:
И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, Пророк, и виждь,и внемли,
Исполнясь волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В чем она, Божья воля? Действительно ли в том, чтобы призывать людей к бунту, или в чем-то другом? И кто ответит на этот вопрос лучше, чем священнослужитель?
Во-вторых, кто и когда объяснил ученикам смысл строчки "грешный мой язык, и православный, и лукавый"? Что понимает Церковь, что понимают воспитанные и православные люди, к которым относился и Пушкин, под словом "грех"? Грех - это отказ от Бога; и вот уже стихотворение приобретает совсем другую окраску, затрагивает мысли и чувства, проникает в душу, заставляет задуматься. А ведь в этом и заключается истинный смысл уроков литературы, их воспитательное значение. Еще тогда, в далекие семидесятые, стало ясно, что после революции, с изменением идеологии и системы ценностей, с переходом к воинствующему атеизму были перерублены культурные корни нации и ниточка, связующая поколения, с течением времени становится все тоньше. То, что было очевидно в прошлом веке, стало недоступно для понимания детей современных. А заинтересовать детей тем, что им непонятно, невозможно.
От полной бездуховности общество спасло то, что в стабильном и мощном Советском Союзе все же культивировались общечеловеческие ценности и постепенно создалась новая, пусть идеологизированная, но культура.
Сегодня иные времена. Нынешняя молодежь, выросшая и воспитанная в послеперестроечной России, уже не в состоянии опереться на опыт своих родителей. Поэтому огромную воспитательную роль могла бы сыграть русская литература, правильно понятая, освобожденная от передергивания и перевирания в угоду сиюминутным политическим целям. И когда я слышу возражения против введения в школах предмета "Православная культура", мне вспоминается девочка, которая с большим чувством и выражением читала на уроке литературы стихотворение о "шерстокрылом Серафиме".
Ольга ТКАЧЕВА