Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Русский дом», Москва

БЫТЬ РУССКИМ

Предстояние. Ю.РакшаИван Александрович Ильин, видный философ, ученый, правовед, культуролог, оратор и литературный критик, родился 28 марта 1883 года в Москве. В 1922 году, вместе с другими выдающимися деятелями русской науки и культуры, был выслан из России.

Книги и статьи Ивана Александровича Ильина, написанные более полувека назад, возвратились в нашу жизнь в конце 80-х годов, пробуждая подавляемое десятилетиями национальное самосознание. Ясно и трезво, но без упрощения и примитивизации, Ильин давал ответы на фундаментальные вопросы бытия: что такое духовная свобода и христианская совесть? В чем духовные основы патриотизма и национализма? Почему Россия выросла политически и духовно при авторитарном строе? Что сулит миру расчленение России? Что такое истинная духовность и какими должны быть новое христианское искусство и новая христианская культура?

Ильин постоянно подчеркивал уникальность Российской Империи, в которой на протяжении веков мирно сосуществовали сотни этнических и расовых групп. Представление о государственном строе, по словам Ильина, как о чем-то отвлеченном, выдуманном и произвольном, что можно заимствовать или брать с чужого плеча, есть свидетельство явной политической слепоты. Нет ничего нелепее, чем навязывать народу такую государственную форму, которая не соответствует его правосознанию. В России, например, возможны либо единовластие, либо хаос: "Бытие России требует единовластия - или религиозно и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. тирании".

Интернационал-большевики не желали считаться с "величайшими государственными трудностями, создаваемыми русским пространством, русским климатом и ничтожной плотностью русского населения", не принимая во внимание, что русский народ является "носителем порядка, христианства, культуры и государственности среди своих многонациональных и многоязычных сограждан. Они не понимали того, что государственность и русское национальное правосознание строятся и держатся на двух основах - на Православии и на самодержавии. Как просвещенные "неверы", они совершенно не видели драгоценного своеобразия русского Православия, не понимали его мирового смысла и его творческого значения для всей русской культуры".

Величайшим бедствием обернулась для России вера ее прозападно настроенной космополитизированной интеллигенции в пригодность и даже спасительность западноевропейских государственных форм для России: "Они не понимали, что западные демократии держатся на многочисленном и организованном "среднем сословии" и на собственническом крестьянстве и что в России нет еще ни того, ни другого".

Размышляя о трагической судьбе России в XX столетии, Ильин пишет об ее "одинокости" и "непонятности" для остальных народов, которые боятся нашей огромности и потому всячески стремятся к ее ослаблению и растлению. Проекты "международной закулисы", связанные с расчленением России, Ильин называет близорукими и авантюристическими: пагубные последствия их человечество будет ощущать на протяжении весьма длительного времени.

Кризис, охвативший Россию в XX столетии, по мнению Ильина, не просто политический или экономический - это прежде всего кризис духовный. Чтобы преодолеть его, необходимы духовные силы, способные противостоять стихии зла и разрушения. Для обретения этих духовных сил русскому человеку надо не только знать историю своего Отечества, но и видеть в ней историю борьбы за самобытный духовный лик, за Православие. Главное, что необходимо усвоить русскому национальному сознанию: "Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе сами". Мы должны не заимствовать у других, не подражать им; мы должны искать "русского видения, русского содержания и русской формы", не ползать на коленях, а самостоятельно быть и творить, обращаясь к Богу.

Быть русским, приходит к выводу Ильин, - это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить ее душой, видеть ее самобытность и понимать, что это Дар Божий. И, наконец, быть русским - это значит "верить в Россию так, как верили в нее все великие люди, все гении и ее строители". Только на этой вере может состояться успешная борьба за возрождение России.

Здесь же Ильин поясняет, что понятие "Святая Русь" возникло далеко не случайно. Святой она называется не потому, что в других странах нет святости, не потому, что на Руси нет греха и порока, а потому, что в ней живет глубокая, неутолимая и неистощимая жажда праведности, желание приблизиться и прикоснуться к ней.

Необходимо помнить, что русский человек со времен Крещения Руси крепко держался за веру в Бога и за Православную Церковь. Не случайно русские правдолюбцы были убеждены, что земная неудача не должна смущать прямую и верную душу: "Делающий по-Божьи побеждает одним своим деланием, строит Россию одним своим (хотя бы и одиноким, и мученическим) стоянием". В этом духовном достоинстве русских видит Ильин залог грядущего возрождения России.