Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная газета», Екатеринбург

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Последние минуты митрополита Филиппа. А.Н. НовоскольцевВ "Записках из мертвого дома" Ф.М.Достоевский приводит пример того, как можно смирить, сломать самого неукротимого и отчаянного каторжника. Этот метод заключается в безсмысленном труде. "Заставьте, например, - говорит писатель, - человека перетаскивать землю из одной кучи в другую и обратно, вскоре человек будет готов на любую пытку и даже смерть, только бы прекратить безсмысленное занятие".

Вспомним Сизифа, вечно закатывающего камень на гору; Тантала, стоящего в воде по колено и вечно хотящего пить и не могущего напиться, - все это истинные образы адской муки.

Не похож ли и современный человек на бедного каторжника, занимающегося сизифовым трудом? Не становятся ли для него безсмысленными даже такие естественные занятия, как засыпать и просыпаться, умываться, здороваться, учиться, есть и прочее? "Я люблю тебя, жизнь", - говорил еще вчера поэт-атеист, крещенный в младенчестве и несущий в своей крови историческую память десятков поколений верующих предков, "я ненавижу тебя, жизнь", - говорит уже сегодня все чаще ни во что не верующий человек, порвавший с прошлым и не имеющий будущего. И хотя мир нам сулит все больше удовольствий, но мы почему-то все меньше способны радоваться. В чем причина?

"Жизнь, зачем ты мне дана?" - спрашивал Пушкин. Он и его творческие собратья во все времена острее других чувствовали "мировую скорбь". Потому и чаще других они ставили вопросы о смысле жизни, и если не находили на них ответы, то догматизировали и утверждали через философию, литературу, искусство безсмысленность мира.

Причиной этого предсамоубийственного состояния является зa6вение Бога. Ибо Христос одновременно - и Истина, и Жизнь (Ин. 14,6). И если мы вдруг от Него отступим и останемся без Него, то тут же окажемся лицом к лицу с ложью и смертью. Ибо ложь и смерть - это тот же хаос, в который превращается мир без Истины и Жизни. Ложь и смерть - это мир без Бога, а потому нелогичный, безсмысленный.

Тютчев почувствовал это, что и выразил в стихотворении "Не плоть, а дух растлился в наши дни". В этом стихотворении он прозорливо ставит диагноз современному миру и нам, в нем живущим. Вот он, человек сегодняшний:

Неверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит,
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит.

Каждый может узнать себя в этих строчках. Это мы "выносим невыносимое", хотя можем быть внешне благополучны, сыты, одеты. Это мы "осознаем свою погибель", но о помиловании не просим. Массовое забвение Бога едва ли не впервые со дней всемирного потопа вновь грозит охватить, и не отдельный народ или страну, а всё человечество.

"Вспомнись мне, Забвенный мною", - говорит богобмудрый святитель Филарет (Дроздов) в ответ на пушкинское "Смысла нет передо мною". Прочитаем их диалог полностью.

А. С. Пушкин

Дар прекрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
И какой судьбою тайной
Ты на смерть осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Кто наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Смысла нет передо мною.
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет (Дроздов)

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без Бога воли тайной
И на смерть осуждена.
Сам я своевольной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Прогляни сквозь сумрак дум,
И созиждутся Тобою
Сердце чисто, светел ум.

И что же мы видим? В ответ на тоску - жизнерадостная вера. В ответ на сомненье, ропот и безконечные вопросы в пустоту - самоукорение и признание себя виновным во всех бедах. В ответ на признание полного безсмыслия жизни и капитуляции перед этим - молитва к Богу. Именно молитва, ибо молитва и память о Боге возвращают жизни утерянный смысл и радость, даже если внешне она и не меняется к лучшему.

Об этом контрасте между тоскливой, безрадостной, безбожной жизнью и исцеляющей силой молитвы говорит в своей проповеди наш современник архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин): "Дело в том, что человеку нужно повернуться ко Христу лицом, открытой душой, всей своей искренностью и глубиной. Потому и тяжко бывает, холодно, пусто в жизни, что мы сами себя лишаем живительного света Христова... Когда его нет, все это чувствуют, все знают - жизнь серая, скучная, мрачная и пустая". И когда предлагают в качестве спасения христианские подвиги: пост, молитву, то отец Иоанн добавляет: "И молись, и в храм ходи, и постись, но при всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме и сердце твоем. Знаешь за собой грехи - кайся в них. знаешь безсилие - проси силы; знаешь неразумие - проси мудрости... Всеми своими делами,-всеми мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то, что Он велит".

Мир зовет нас к земному богатству и телесным наслаждениям. Мир обещает нам счастье на пути комфорта, власти, праздности, сытости. Но тысячи богачей, так и не ставших счастливыми, неумолкающая и тревожная наша совесть, вся история человечества и, наконец, Слово Божие единогласно говорят нам: "Не обольщайся, человек: без Бога ты не будешь счастлив".

Наконец, приведем слова блаженного Августина, на все времена выразившего эту мысль глубоко и просто: "Для Себя нас создал Господь, и мы не успокоимся, пока не вернемся к Нему".

Поэтому пусть каждый из нас, забывший Бога и погрузившийся во мрак современной безбожной жизни, скажет вместе со святителем Филаретом: "Вспомнись мне, Забвенный мною".