Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное обозрение», СПб

КРЕМАТОРИЙ

Самый большой враг пастыря в современном обществе - это безразличие и холодность к Богу, к своей душе и к ближнему. Содеянный определенный грех сам по себе терзает душу, отнимает покой и тем самым часто мешает ей впасть в это мертвящее безразличие. Пастырю стоит иногда легко коснуться этой наболевшей раны. Душа, как освобожденная от тенет птица, мощным взмахом крыльев покаяния возносится еще выше, чем была до грехопадения. Но что делать с человеком, которому все безразлично, которого дух угас и который живет вкравшимися в нашу культуру нехристианскими мыслями, привычками и обычаями?

Очень трудно проследить исторически, когда какое языческое понятие прирастилось к нашей христианской культуре. Они более явно вошли к нам в век Возрождения, когда, отбросивши простую детскую веру средних веков, ведущий класс прельстился языческой культурой. Другие понятия, в особенности в Западной Европе, перешли к нам от язычества, никогда не будучи побежденными юридическим христианством Рима и его мертвой схоластикой.

Трудности для современного пастыря заключаются в том, что ему приходится иметь дело не только с блудницами, разбойниками и мытарями, но ему приходится еще чаще сталкиваться с массами людей, утратившими христианский образ мышления. И теперь хочется раскрыть перед вами все уродство современного обычая сжигать тела усопших в крематории. Мы, может быть, молчали бы, если бы этот языческий обряд не стали принимать наши православные. У христианина никогда не может даже зародиться мысль сжечь тело своей матери или отца, и как-то делается безконечно тоскливо на душе, когда кто-нибудь в своем отпадении от христианства решается не только сжечь тело близкого в крематории, но в своем гнусном невежестве дерзает даже просить православного священника благословить этот кощунственный обряд. Для нас, православных, тело - не труп, который вызывает брезгливость и который надо как можно скорее закопать в землю, но тело - храм души человеческой, храм самого ценного, что есть в мире, ибо за нее Спаситель пролил Свою Честную Кровь.

В Требнике тело каждого христианина именуется мощами, от слова "мощь", то есть сила, долженствующая проявляться, ибо в нем жила душа - престол Божий. Во время погребения мы поем "Со святыми упокой", веруя, что Господь причислит усопшего к своим святым, а до погребения открытый гроб с покойником три дня стоит в храме и пред ним непрестанно читается Псалтирь. По православному обычаю тело в открытом гробу везут на кладбище и оно как бы в последний раз проходит через город, к жизни которого оно было причастно. Как после этого может явиться у нас мысль сжечь это тело, которое мы окружаем в своей душе любовью и неким благоговейным страхом, будучи проникнуты величием тайны смерти.

Если даже наши родственники в своем заблуждении, умирая, завещают их сжечь, мы никоим образом не должны исполнять эту их греховную волю и тем самым усугублять их страдания. Не будем же мы после смерти нашей матери смущать ближних, раскрывая перед всеми ее грехи, зачем же мы будем тогда осуществлять ее греховную мысль, то есть делать ее грех законченным, грех, за который душа ее будет страдать. Где же тогда будет вся наша любовь к нашим усопшим? Поверьте, что если мы ослушаемся их, совершив над ними православный обряд погребения, а не сжигание, мы непременно почувствуем на себе из глубины потустороннего мира их благодарные взоры. Но, может быть, вы скажете, что погребая тело в землю, или сжигая его, мы мало что изменяем существенного, ибо и в первом и во втором случае оно все равно превращается в прах. Процесс превращения тела в прах совершенно не зависит от нашей воли, хотим мы этого или не хотим - тело умершего будет прахом, а там, где нет нашей воли, нет и нашего греха. Предавать же огню покойника всецело зависит от нас и, совершая этот языческий обряд, мы тем самым свидетельствуем о своей внутренней православной некультурности, о нашем духовном одичании, о выходе из Церкви, в общем - о нашей духовной катастрофе.

Да сохранит нас Воскресший Христос от такого падения.