Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Санкт-Петербургские ведомости»

ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО БЕГУЩИХ ОТ СОБЛАЗНОВ

Воскресенский Новодевичий монастырьреди пустынной и безлюдной местности, окружающей северную столицу Петра Великого, ничего особенного приятного не представляется подъезжающим к Петербургу по железным дорогам: Московской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской, а также и по Московскому шоссе. Но при въезде в город появляется высокое, пространное, белокаменное здание монастыря с золотыми куполами и крестами, приветствуя путника…"

Монастырь тот официально звался Воскресенским первоклассным общежительным женским, петербуржцы же всегда звали его Новодевичьим. На Царскосельской дороге близ Московской заставы обосновался он в 1848 году. Однако история его начинается еще за сто лет до этого.

Идея учредить в Петербурге женскую обитель возникла у "благочестивой дщери Петра - Елизаветы". (Прежде, оказывается, необходимость в том была "не столь ощутительна, при малом населении столицы".) Указ об устроении императрица подписала 29 октября (9 ноября) 1748 года - давно уже сидючи в Зимнем дворце, так что смело могла отдавать на святое дело свой собственный дворец, именовавшийся Смольным. Более того, велела Елизавета уже на следующий день, то есть 30 октября, произвести и закладку монастыря "с церковными и с прочим принадлежащим монастырским зданием"…

Все так и было исполнено. Тридцатого отслужили по этому случаю молебен в церкви лейб-гвардии Конного полка, помещавшейся в Кикиных палатах, после чего заложили и главный монастырский храм - собор Воскресения Христова. По храму назвали и сам монастырь.

Как писали старинные историки, была обитель "в свое время в цветущем состоянии" - до тех пор, пока другая императрица, Екатерина II, не открыла в зданиях Воскресенского монастыря заведение для воспитания юных девиц, вовсе не собирающихся бежать от "зловредных соблазнов лукавого мира" (а сие правило было первым из тех, что должны были навсегда запомнить постригающиеся в рясофор).

Институт и обитель сосуществовали, но первый, развиваясь, явно теснил свою соседку - так что в конце концов монастырь петербуржцам "оставался известен уже только по имени".

Однако, "многие из жителей столицы стали живо чувствовать потребность в женской обители". Так что иерархи обратились к Николаю I с просьбой восстановить Воскресенский Новодевичий монастырь. Что царь и сделал, повелев временно разместить его "на Васильевском острову, возле приходской церкви Благовещания" - на 8-й линии.

Именно в Благовещенской церкви молились первые двадцать сестер восстановленного в 1845 году Новодевичьего монастыря - а привезли их, для начала, вместе с настоятельницей матерью Феофанией из Горицкого девичьего монастыря.

Но уже через три года обитель обосновалась на месте постоянном, у Московской заставы. И стала быстро расти и богатеть.

Действительный член Московского общества любителей духовного просвещения Л.И. Денисов, издавший в 1908 году "полной список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин", о нашем монастыре дает такую справку. "Храмов - шесть (к семнадцатому году храмов насчитывалось уже восемь). Монахинь - 75, послушниц - 58, проживающих на испытании 285. Больница для сестер. Приют на 65 девочек. Церковно-учительская и церковно-приходская школы, в коих свыше 120 учащихся обоего пола… Кроме того, монастырь владеет 53 десятинами усадебной земли, 781 десятиной леса при деревне Новина в Боровическом уезде, "рыбными ловлями" на Финском заливе, а также имеет 265000 рублей капитала…"

Газета же "Новое время" писала о том, какой замечательный хор в Новодевичьем монастыре - из 94 сестер-певчих. В другой раз она отмечала, что там имеются иконописные и живописные мастерские: стенная роспись всех монастырских храмов, а также большая часть образов исполнена самими сестрами. Работали тут также и по заказам частных лиц, и для устраиваемых в столице новых церквей и часовен.

Судя по сохранившимся фотографиям, очень нарядно смотрелся комплекс Новодевичьего монастыря на Забалканском. Сравнить ли с теми, когда-то принадлежавшими ему зданиями, что предстают нашему глазу на Московском проспекте сегодня?

Да едва и половина их сохранилась: на рубеже двадцатых-тридцатых годов были снесены обе часовни и четыре церкви. В том числе и построенная по проекту Л.Бенуа церковь-колокольня, напоминавшая "Ивана Великого" в Кремле, высотою под 30 сажен - с нее, уверяло "Невское время", был виден Кронштадт…

Незадолго до той экзекуции монастырь был освобожден от монахинь. Рубрика "В две строки" из "Вечерней Красной газеты" от 15 августа 1928 года уведомляла: "Домовому тресту предложено прекратить аренду Новодевичьего монастыря монахинями и передать его рабочим".

Наталия ГРЕЧУК