Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная газета», Екатеринбург

О НЕБЛАГОДАРНОСТИ

Тициан (1485/90-1576). Несение крестаМы, к несчастью, получая благодеяния Божии, часто забываем благодарить Бога. Одно из самых греховных свойств человека - неблагодарность. Ведь литургия - это Таинство Евхаристии, т.е. в переводе с греческого - Благодарение. В самый важный момент литургии - момент пресуществления Святых Даров - священник провозглашает: "Благодарим Господа!" И это означает, что самое важное - это благодарение Бога, прославление Его. Мы живем, имея дарования Божии: жизнь, таланты, способности, и пользуемся этим, и утешаемся, а вот благодарить Бога за все Его безчисленные дары и милости часто забываем.

Вот совершается литургия, Благодарение. Сколько людей пользуются дарами и милостями Божиими, радуются красотам мира, сотворенного Богом, веселятся, наслаждаются жизнью! А сколько людей сейчас, здесь, вот в этом храме собрались, чтобы благодарить Бога? Из всего многочисленного населения в округе - только около ста человек. И так по всей России. Нет благодарности Богу. Нет благодарности и родителям, давшим нам жизнь. А закон Божий гласит: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле!" Оттого и сокращается наш век, оттого и блага нет многим, потому что нет чувства благодарности. Нет благодарности наставникам, учителям, вообще всякому человеку, который что-то нам хорошее делает.

Народная мудрость, которая тоже питается от слова Божия, от Священного Писания, гласит: сделал ты добро - забудь это, кто-то тебе сделал добро - запомни это.

У нас память направленна к несчастью, в другую сторону. Мы помним зло... А добро забываем. У нас не добропамятность, а злопамятность, к несчастью, процветает. И человек сам не понимает, что он этим вредит прежде всего самому себе.

Зачем тащить грязь, тащить грех - да еще и чужой - за собой? Неужели мало своих грехов, которые мы несем? Это безумие, конечно, с точки зрения духовной. Потому что если бы мы здраво рассуждали, то понимали бы: что было, то прошло. Было когда-то горько, было когда-то больно, зачем теперь это тащить за собой и снова себя мучить, вспоминая о том, что когда-то тебя обидели?

Действительно, человек очень часто совершает безумные поступки, совершенно не рассуждая, или переживает то, что уже прошло, или то, что еще не наступило.

Все это говорит о том, что грех помрачил разум человеческий, помрачил душу. И занял место того, что должно было быть в душе.

"Когда увидите мерзость запустения, стоящую на месте святе, чтый да разумеет", - это как раз о таком извращенном состоянии души человека сказано.

Вместо благодарности - неблагодарность, ропот, злопамятство. Вместо осуждения себя - оправдание себя и осуждение других. Вместо того, чтобы словом как даром Божиим выражать любовь - мы злобствуем. А всякая злоба, выраженная в слове, есть мерзость запустения на месте святе, т.е. поставление на то место, где должно быть свято, всякой скверны.

Посмотрите, везде происходит эта подмена. Вместо любви и единения - ненависть и разделение. Это мы видим, всех и вся стараются разделить. Всех стараются противопоставить друг другу. Даже в неодушевленной природе существует определенный Премудростью Божией так называемый симбиоз, или же содружество; даже растения друг другу помогают и друг друга покрывают, а в человеческом обществе мы этого не видим.

"Всякое дыхание да хвалит Господа". В Великую Субботу, перед Воскресением Христовым, замечательные поются слова: все хвалит Творца, благодарит Творца: и мороз, и снег, и иней, травы и дубравы, птицы небесные, киты морские… "Господа пойте и превозносите Его во вся веки". Это и есть то благодарение, которым вся тварь хвалит своего Творца.

И как страшно, когда самое высшее творение Божие на земле - человек - Творца не прославляет; более того, некоторые люди Ему противятся, становясь богоборцами, поклоняются нечистой силе. Вы знаете, что ныне вышли на поверхность даже сатанинские секты. Это уже явное безумие - люди, сознательно избравшие тьму. Это уже полное отступление, помрачение и черная неблагодарность.

Все, что с нами происходит, имеет духовный смысл. Апостол Павел говорит, что "наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной". Причина всего, что происходит на земле, именно в этой брани к духам злобы поднебесной. И эта брань с духами злобы идет постоянно и будет идти в каждой душе до Страшного Суда. Но, как говорит апостол Павел, все стрелы лукавого можно отразить щитом веры. Есть у нас и шлем, защищающий нас при мысленной брани: это слово Божие. Прежде всего молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Потому враг так старается воздействовать на наши мысли, отвлекая их от молитвы. Когда мысленная брань настигает человека, то прежде всего нужно оградить себя крестным знамением и просить помощи Господней. Слово Божие и вера во всем дают опору, поэтому-то так важно чаще слышать слово Божие, укреплять веру свою!

Возблагодарим Господа, что Он дал нам истинную веру! Будем стараться ее всеми силами сохранять, прежде всего - в своем сердце! Аминь.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ