Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная Пермь»

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Имеет ли ребенок с врожденным уродством, потенциальный инвалид, право на жизнь? Такой вопрос не возникал до появления в медицине технологий, позволяющих проводить генный анализ еще на пренатальной стадии развития (в утробе матери). Он также не возникал до критического отклонения общества в сторону духовного одичания, потребительского отношения к жизни и предельной жестокости.

После Всемирного потопа Ной услышал такие слова: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека, …ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9,5 — 6). Это свидетельство Божественной защиты каждой человеческой жизни.

Стоит вспомнить учение Церкви о промысле Божием в отношении жизни и смерти. По целям и намерениям Творца смерть тела не есть окончательное уничтожение человека, а есть венец жизни, предел, конец ее, начало бессмертия. И жизнь, и смерть, и бессмертие составляют дар милости и благодати Божией. Поэтому рождение младенца с уродствами, смерть матери во время родов, смерть ребенка или их обоих не могут быть не согласованы с замыслом Божиим о матери и ребенке.

Есть факты, когда дети, вымоленные с упреками Богу, становились в последующем злодеями. Например, случай с одним из декабристов, которого в 5-летнем возрасте мать вымолила от дифтерии. В момент молитвы Господь показал ей, что ждет ее ребенка за ее упреки и неблагодарность Богу, за требование изменить промысел Божий. В результате сын стал декабристом — хулителем царской власти, что и привело его на виселицу.

Промысел Божий в рождении ребенка-инвалида отражен в Святом Евангелии. Когда Господь проходил около человека без ног от рождения, ученики спросили, чем согрешил он или его родители. Господь ответил, что ни он, ни его родители не согрешили; но если б имел он ноги, то огнем и мечом прошел бы полмира. В другой раз Господь, исцеляя слепого от рождения, говорил Своим ученикам, что болезнь этому человеку послана для прославления Сына Божия, для славы Божией. В Деяниях рассказывается, что ап. Петр исцелил хромого, от рождения неходящего человека. По учению Церкви христианской, сущностью болезни, промыслом Божиим о рождении инвалидов являются либо наказание их за грех родителей, либо предупреждение от зла и последующего греха, либо очищение души от греха, иногда слава Божия. Не бывает безсмыссленных страданий, т. к. Господь освятил не только страдания и болезнь, но, умирая, освятил даже самую смерть, превратил ее из последствия греха в орудие спасения каждого человека.

Известно, что на ранней стадии беременности рентгеновское облучение, заболевание матери краснухой способствуют высокой вероятности врожденных уродств ребенка. Однако при тех же условиях может родиться и здоровый ребенок. В таком случае мать может согласиться на убийство заведомо здорового дитя… Так, после перенесенной краснухи, пренебрегая настояниями врачей, будущая мать принимает решение о рождении и воспитании ребенка, даже если он родится с аномалиями. В течение беременности и родов она постоянно молилась о рождении здорового дитя. Ребенок родился здоровым, без отклонений. Такие случаи не единичны. И все-таки как же быть, если ребенок рождается с уродствами и семья не может понести этот крест? Для таких детей существуют специальные лечебные учреждения и религиозные приюты; нередко они усыновляются благочестивыми людьми. Задачей священника и христианина-медика является убеждение родителей не совершать прерывание беременности, предоставить жизнь детей на волю Божию.

Рассмотрим другую сторону вопроса. Известно, что плод с врожденными аномалиями, несовместимыми с жизнью, часто выкидывается из утробы матери, а новорожденные младенцы погибают вскоре после рождения. Следует вспомнить, что некрещеные младенцы в Царство Небесное не попадают. Поэтому, получив право на рождение и короткую жизнь, младенец обретает возможность крещения. С точки зрения медицины кратковременная жизнь безсмысленна. С точки зрения православной истины такая жизнь имеет смысл: если ребенок будет крещен (хотя бы и в короткие минуты жизни и кем-нибудь из медперсонала), он обретает возможность вечной жизни и входит в Царство Небесное.

Итак, выводы однозначны:

1. Дети с врожденными уродствами имеют такое же право на жизнь, как и здоровые дети, как с точки зрения медицины, так и с точки зрения православной истины. 2. Прерывание беременности по причине диагностируемого уродства плода грубо нарушает промысел Божий, так как лишает таких детей возможности принять таинство Святого Крещения и войти в Царство Небесное.

Иерей Сергий ФИЛИМОНОВ, кандидат медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга