Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Русская лепта», Финляндия

О СВЯТОСТИ

Многих смущает канонизация тех святых, о которых историческая наука говорит как о людях жестоких. Например, об Александре Невском известно, что он и убивал, и карал. Как относиться к таким вещам, отвечает священник Максим КОЗЛОВ, настоятель Университетской церкви св.мц.Татианы в Москве.

Святость — это не награждение посмертно орденом "Дружба народов" за хорошо прожитую жизнь. А православный святой — это не Джавахарлал Неру с его учением о непротивлении злу насилием. Вообще типы святости многообразны: их нельзя сводить к одному благочестивому монашескому деланию. Пути к святости, то есть к раскрытию в человеке образа и подобия Божиего, даны самым разным людям: и священникам, и мирянам, остаются ли они благочестивыми семьянинами, или принимают подвиг юродства, или Господь призывает их к собственному служению, как тех или иных полководцев, князей, императоров.

Критерий святости — это не примерное поведение, за которое ставят оценку, как в школе — пять или пять с минусом, а следование правде Божией, которое стало определяющим для человека, и ее исполнение — итогом всей его жизни. Даже если на этом пути человек ошибался, согрешал (только один Господь не причастен греху) или тем более был участником великих исторических событий.

Жизнь, окружающая христианина, часто бывает жестокой, и стояние за правду подразумевает противление злу. И в этом смысле воин, сражающийся за Веру, Царя и Отечество и убивающий на поле брани, является воином Христовым.