Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное слово», Н.Новгород

Дьякон Андрей Кураев

НЕ РАЗРЫВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Из интервью с дьяконом Андреем КУРАЕВЫМ

— Какие проблемы в современной церковной жизни вызывают у вас наибольшую боль?

— Меня очень печалит, что в нашей приходской церковной среде зачастую нет умения терпеть миссионеров. Я уже давно понял, что сегодняшние наши семинарии не умеют растить миссионеров. Большинство церковных публицистов, заметных проповедников сегодня — это люди, воспитанные в светских учебных заведениях, но не в семинариях. Ну, ладно, не научились мы воспитывать миссионеров... Ладно, не молимся об их ниспослании и вразумлении... Но хоть бы научились их терпеть (не помогать — хотя бы терпеть!).

Проблема здесь в том, что миссионер, обращаясь к светским людям, людям внешним, нецерковным, должен говорить с ними на их языке. "Их" — это значит — "не наш". Язык миссионера просто не может быть вполне церковным. Люди же в течение столетий привыкли, что проповедь может быть только одна — в храме. Но храмовая проповедь имеет свои ярко выраженные интонации. Прежде всего, это явно выраженная позиция проповедника "сверху вниз" по отношению к пастве. Но беседовать в таком ключе с людьми светскими совершенно невозможно, они просто не понимают такого рода отношений. С ними надо говорить в иной интонации, с иными аргументами, риторическими и психологическими приемами, употребляя иные слова, такие слова, которые только и понятны светскому человеку, но которые под куполом храма звучали бы слишком режуще и диссонансно.

А поскольку церковные люди привыкли к тому, что проповедь может быть только в храме, то поэтому, когда они слышат внешнюю, не церковную проповедь, они изумляются. Очень часто я вижу, что в церковной среде, за спиной священника, который пробует идти миссионерским путем, возникают различные пересуды. "Как он посмел так сказать?!" Просто осуждающие забыли, что миссионер привел возмутившее их сравнение не в храме, а в школьном классе или в светском доме культуры.

Святейший Патриарх призывает нас сейчас к тому, чтобы мы овладели несколькими языками. Один язык должен быть для разговора с молодежью, другой язык для разговора с пожилыми людьми, третий язык для разговора с военными, четвертый для разговора с детьми, пятый для разговора собственно с прихожанами. Действительно, в Церкви должно быть много языков. Мне очень хотелось бы видеть понимание этого обстоятельства.

— Нередко говорят, что молодежь отошла от Церкви. В чем причина таких утверждений? Каков ваш подход к проблеме: "Церковь и молодежь"?

— Я думаю, что говорить о том, что "молодежь отошла от Церкви", нет ни малейших оснований, по той причине, что отойти от Церкви может лишь тот, кто в ней был. А уже начиная с двадцатых годов, со времен антицерковных кампаний, молодежь в нашей Церкви — это редкость. Надо очень четко осознать, что нашей Церкви в России терять уже нечего. Все, что могли, мы потеряли за предыдущие десятилетия, поэтому у нас сейчас идет рост. Он трудный, болезненный, но это несомненный рост.

Поскольку я служу в Москве, то мне не представляется обоснованной такая категорично-тревожная интонация при разговоре об отношениях Церкви и молодежи. В московских храмах очень много молодежи. Напротив, некоторая проблема состоит в том, что в наших приходах есть только две возрастные группы: это молодежь и пожилые люди. Мне очень печально, что в храмах не видно людей среднего возраста: от тридцати до пятидесяти лет, и особенно мужчин. Почему мужчины этого возраста в наших храмах практически отсутствуют? Возможно, потому, что это люди, чье мировоззрение сложилось еще в советские годы. А для мужчины, в отличие от женщины, гораздо труднее ломать свое мировоззрение, мужчина более эгоцентричен, он выше ценит себя, свой жизненный опыт.

В старости человек чувствует приближение страданий, смерти, и понятно, почему он становится более религиозным. А возраст 30-50 лет, возраст карьерного пика — это время чрезмерно завышенной самооценки, и этот возраст становится малопроницаем для православной проповеди покаяния. И поэтому я очень радуюсь, когда вижу, что на моих лекциях появляется много людей именно этого возраста. И если раньше я считал, что буду обращаться прежде всего к молодежи, то в последнее время я полагаю, что, может быть, один из главных адресатов моих книг и лекций — это люди среднего возраста.