Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Воскресная школа», Москва

«ВЕТВЬ МАСЛИЧНАЯ ОТ КОРЕНЕ ЗЕМЛИ РОССИЙСКИЯ»

Прп. Силуан АфонскийСведения о жизни прп.Силуана, не только до его прибытия на Афон, но и во время пребывания на Святой Горе, немногочисленны. Первое упоминание об Афоне в жизни будущего старца относится к периоду прохождения им военной службы, то есть к 80-м годам XIX века. Это было в эпоху, когда управление монастырем святого Пантелеимона на Афоне, называемого также Русик, перешло от греков к о.Макарию, первому русскому игумену. В России еще со времен Киевского княжества существовал особый интерес к Афону, русские люди любили и почитали монахов со Святой Горы. Это способствовало увеличению не только количества паломников на Афон, но и желающих принять там монашество.

† † †
Симеон Антонов, будущий монах Силуан, служил в императорской гвардии в Петербурге, в саперном батальоне. Задолго до приезда на Афон он уже немало знал о монастыре Святого Пантелеимона и желал помочь обители материально. Товарищи его по военной службе замечали, что в часы веселья он вдруг становился задумчив и со вздохом произносил: "Вот мы едим, пьем и слушаем песни, а на Афоне всю ночь молитва идет. Кто на Страшном Суде лучший ответ Богу даст: мы или они?.." Когда военная служба уже заканчивалась, Симеон поехал к о.Иоанну Кронштадтскому за благословением на монашество.

…В "сад Богородицы", в обитель святого Пантелеимона, он прибыл в 1892 году и по афонской традиции должен был представиться игумену и сообщить о своем твердом решении принять постриг. Получив благословение игумена, послушник препровождался к духовнику, которому обязан был исповедовать свои грехи. На тот момент в монастыре был один исповедник — пожилой о.Иероним.

В отличие от прочих послушников, которые бывали в различных скитах и монастырях, прежде чем остановить свой выбор на одном из них, Симеон сразу же обосновался в Русике и подвизался там до конца своих дней, в течение долгих 46 лет. Брат Симеон был пострижен в мантию через несколько лет после прибытия на Афон.

Молодой послушник, выходец из деревенской семьи, у которого и образования всего-то — две зимы, как он сам говорил, не мог надеяться быть назначенным на высокий пост в монастыре. Смиренный Симеон был согласен на любую должность, и его отправили работать на мельнице. Такой огромной обители, как Свято-Пантелеимонов монастырь (число братии — 1800 человек), рабочие руки были крайне необходимы. Работа на мельнице была тяжелой, поскольку там ежедневно производилось 832 кг муки для 1000 кг готового хлеба. За день ему приходилось ворочать и таскать множество тяжелых мешков с мукой. Сегодня монастырскую мельницу называют "Силуановой".

Рядом с мельницей находилась часовня пророка Илии. Монахи, работавшие на мельнице, ходили в этот небольшой храм на вечерню. Именно там однажды перед иконой Спасителя Симеон сподобился видения Господа, свет Которого исполнил Симеона благодати Святого Духа.

Жил прп.Силуан в монастырском доме недалеко от мельницы. Спал мало — от полутора до двух часов в сутки, да и то урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он все ночи проводил в молитве, стоя или сидя на табурете без спинки; иногда он засыпал от изнеможения на 15-20 минут и затем снова вставал на молитву. И так несколько раз. При этом послушание свое на мельнице выполнял исправно.

Любовь к безмолвию, внутреннему деланию, стремление к стяжанию сердечной молитвы у прп.Силуана становились все более выраженными. За духовными советами он обращался к старцу Анатолию, подвизавшемуся на Нагорном Русике. Обычай открывать старцу свои помыслы обязателен для правильного духовного пути. Откровение помыслов не заменяет исповедь, а является доверением своих душевных секретов, которые необязательно греховные. Исповедник — это обязательно священник, старец же исполняет роль отца или брата. Именно такой характер носили встречи монаха Силуана со старцем Анатолием.

† † †
Из скудных сведений о прп.Силуане, содержащихся в монастырской летописи, мы знаем, что он некоторое время подвизался на Каламарейском метохе в Каламарии, области на юго-западе от Фессалоник, где у обители были земли, дарованные ей императором еще в средние века. На полях Каламарии монахи выращивали пшеницу для монастыря. Старец Силуан был одним из экономов, занимавшихся наймом крестьян для вспахивания полей и сбора урожая. Следует подчеркнуть важность, которую придавал прп. Силуан этой работе. В знаменитой книге о нем отца Софрония (Сахарова) есть написанная со слов старца краткая глава о должности эконома монастыря. Прп.Силуан — исихаст, посвятивший себя молитве, — занимал эту должность на Афоне почти до конца жизни. Казалось бы, это чрезвычайно тяжелый путь для мистика, но для прп.Силуана, напротив, это было аскезой, даром милостивого Бога. В своей главе об экономах старец настаивает на том, что последние должны любить рабочих, жалеть их и особенно молиться о них.

† † †
Глубина богословской мысли прп.Силуана поражает всех, кто обращается к его духовному опыту. Хотя, казалось бы, странно найти такие способности у простого тамбовского крестьянина. При своей жизни он посчитал нужным записать свои мысли и оставить записи своему ученику, о.Софронию, которому мы обязаны многим, что знаем о великом старце. Лишь после своей смерти старец Силуан был признан выдающимся мистиком и духовным писателем. О.Софроний описал, как однажды прп.Силуан встречался и полемизировал с известным иностранным православным богословом, который был не кто иной, как английский дипломат Дэвид Балфур.

† † †
Скончался блаженный старец схимонах Силуан сентябрьской ночью 1938 года во втором часу пополуночи и был погребен в тот же день, в 4 часа. Благочестивая кончина старца Силуана убедила многих подвижников в несомненной его святости. Афонское монашество держится правила: "Никого прежде конца не ублажай". Уже после кончины старца отцы афонские говорили: "Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов… Кончина его в этом убедила". Незадолго до смерти в ответ на вопрос: "Старец, вы хотите умереть?" — он сказал: "Я еще не смирился", но его состояние в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

Великий сербский епископ Николай (Велимирович) в некрологе, посвященном старцу Силуану, писал: "Этот дивный подвижник был простой монах, но богач в любви к Богу и ближним. Многие монахи со всех сторон Святой Горы прибегали к нему за советом, но особенно любили его сербские монахи из "Хилендаря" (сербский монастырь) и "Постницы Святого Саввы" (Сербского). В нем видели они своего отца духовного, возрождавшего их своею любовью. Все они сейчас больно почувствовали разлуку с ним. И долго, долго будут они помнить любовь о.Силуана и его мудрые советы…"

После отшествия старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о небесном предстательстве его за тех, кто обращался к нему с молитвой, а после выхода книги схиархимандрита Софрония "Старец Силуан. Жизнь и поучения" был поставлен вопрос о канонизации, которая и состоялась в 1978 году в Константинопольском патриархате. И хотя его подвижничество происходило на Афоне, он, как поется в акафисте: "Земли Российския благодатное рождение и ветвь масличная от корене земли Российския".

В формуляре Свято-Пантелеимонова монастыря записано о нем следующее: "Схимонах отец Силуан; мирское имя — Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 году; на Афон приехал в 1892 году; в мантию пострижен в 1896 году; в схиму — в 1911 году. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года".

Светлана ФОЛОМЕШКИНА