Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Святыня», Тихвин

СВЯТЫНЯ ВЕРНЕТСЯ В РОССИЮ

Как Тихвинская икона попала за границу? Святыня была вывезена из обители в декабре 1941 года немецкими солдатами и отправлена в оккупированный Псков, где тогда находился центр Православной Псковской миссии. В Псковском Троицком соборе чудотворный образ пребывал почти два года, а при приближении фронта ко Пскову икона была эвакуирована в Ригу. Из Риги епископ Иоанн (Гарклавс) вывез Тихвинскую икону в Либаву (Курляндия), а оттуда морем - в США. Умирая, владыка Иоанн поручил хранить святыню своему приемному сыну о.Сергию Гарклавсу и оставил завещание, согласно которому возвращение иконы состоится, когда поруганная Тихвинская обитель возродится в прежнем благолепии.

Мы беседуем с настоятелем Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, игуменом Евфимием (Шашориным).

- О.игумен, сообщите какие-нибудь интересные подробности к истории странствий Тихвинской святыни…

- В апреле сего года мы побывали в США для поклонения Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся сейчас в Чикаго (штат Иллинойс) у ее хранителя, протоиерея Сергия Гарклавса. Он рассказывал нам, что встретился с иконой уже в Риге - немцы передали святыню в Рижский кафедральный собор, где служил тогда викарий экзархата епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Сергию тогда было 16 лет, он был иподиаконом владыки.

- Да, ведь будущий о.Сергий, подросток из русских беженцев, был усыновлен владыкой Иоанном (Гарклавсом) именно тогда.

- Настоящая его фамилия - Кожевников. Сам он родом из Воронежа… Когда советские войска подошли близко к Риге, владыке Иоанну предложили эвакуироваться. Он думал: эмигрировать или остаться? И тогда он отдал икону в Рижский женский монастырь, попросив матушку игуменью, чтобы она сохранила святыню и передала потом в Тихвин. Но она не смогла выполнить его благословения, потому что Рижский монастырь стали разорять, разгонять… И икона вновь вернулась к архиепископу - он тогда был в Лиепае (Либаве) - и он сказал такие слова: "Да откуда мне сие, да приидет Матерь Господа ко мне". Юноша Сергий в эмиграции носил икону на себе - они мыкали горе по лагерям Ди-Пи (перемещенных лиц), где были русские люди, не желавшие возвращаться под иго советчины, до 1949 года - и там они служили молебны перед чудотворным образом в утешение беженцам…

- Икона ведь большая?

- 90х60 см, но оклад тяжелый. Когда я ее увидел, то подумал, что моей физической крепости не хватило бы, чтобы ее носить. А вот юноша небольшого роста, в голодное послевоенное время, носил, чудесно укрепляемый Господом.

- О.Евфимий, расскажите, пожалуйста, о своем паломничестве.

- 10 апреля мы прибыли в Нью-Йорк к сыну протоиерея Сергия, о.Александру Гарклавсу - он взял себе фамилию архиепископа. Он тоже протоиерей, настоятель храма во имя Пресвятой Троицы. Мы сослужили ему за Литургией, как раз у меня был день Ангела и день пострига. Там очень много верующих людей, русских американцев. В Нью-Йорке мы также посетили Свято-Никольский собор, построенный еще новомучеником и исповедником, святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925) в бытность его епископом в Северной Америке. Там нас принял Блаженнейший Феодосий, Митрополит всея Америки и Канады. Он сказал, что вопрос о возвращении иконы уже обсуждался на заседании Синода Американской Православной Церкви, и по нему было принято положительное решение о передаче иконы в Россию, так что все теперь зависит от самого хранителя иконы, - юридически икона находится в собственности протоиерея Сергия Гарклавса.

В Чикаго встретил нас сам о.Сергий - истинно русский человек, который болеет за Россию и за ее будущее. И для него самого Тихвинская икона Божией Матери не только общеправославная святыня, но и семейная реликвия, ведь все основные события в его жизни связаны с этой иконой.

- О.игумен, говорили ли вы прямо о возвращении Тихвинской иконы на Родину?

- Хранитель святыни сам завел речь о возвращении ее в Россию, в Тихвинскую обитель. Как рассказал о.Сергий, в его доме побывали многие люди, порой не имеющие никакого отношения ни к иконе, ни к Церкви вообще, но самого игумена Тихвинского монастыря еще не было. По его словам, все, что связано с этим вопросом, впредь он намерен обсуждать только со мной. Потому что приезжали разные гости, предлагали разные условия ее хранения, уговаривали отдать икону в один из московских храмов, кто-то даже собирался поместить ее в музей… Но он, глубоко верующий человек, свято верен духовному завещанию своего аввы.

- Говорят, что условием возвращения иконы было полное восстановление обители?

- Условий он никаких не ставил. Вместе с тем - принять главную святыню Северо-Запада России в полуразрушенные стены мы не имеем морального права. К тому же надо будет обезпечить ее сохранность.

- Кстати, а в каком состоянии сейчас находится ваш монастырь?

- В достойном. В Тихвине каждый день отправляются богослужения, два действующих храма - один из них собор. Восстанавливается Покровский храм. Ведь Тихвинский монастырь - крупнейшая обитель, существовавшая до учреждения Александро-Невской Лавры, которая имела даже свое духовное училище. Огромная территория, сокровище русского средневекового зодчества, с великой историей, незаслуженно забытой потомками… Хранителем был назван даже срок: в течение пяти лет Тихвинская икона будет возвращена в свой город, но возможно и раньше. Отныне все зависит только от нас - сможем ли мы подготовиться к этому событию. Тут, конечно, нужны и федеральные, и областные субсидии. Самая наша кровоточащая рана - не хватает части стены, разобранной в годы Великой Отечественной войны, пространство не замкнуто. Сейчас мы также ведем переговоры с властями, чтобы стадион, разбитый на месте немецкого военного кладбища, отдали монастырю, и мы его уберем. По новому законодательству нужно оформлять аренду на церковные земли, этим мы сейчас занимаемся. Затем краеведческий музей надеемся реорганизовать: оставим в монастыре только выставку, посвященную Тихвинской иконе, а краеведческие экспозиции будут перенесены в центр города.

К сожалению, жители Тихвина привыкли к тому, что в монастырских развалинах можно делать что угодно. Мы ведем просветительскую деятельность: издаем газету, выпускаем передачи на телевидении, стараемся воцерковлять людей, но ситуация остается сложной. Некоторые даже не знают, что у них есть монастырь, - из молодых в особенности, да и старые такие, что… Но есть, конечно, и православные, верующие люди.

- Давайте в Чикаго вернемся: как вы увидели в первый раз икону? Впечатление свое опишите.

- Это было так: беседуя, мы незаметно зашли в дом, и внезапно перед нами встала сама Тихвинская икона. И мы все ощутили какую-то особую святость этого момента. Тихий ангел пролетел… Все замолкли. Потом хозяева с истинно русской деликатностью оставили нас на целый день одних, и я, ктитор и переводчик - втроем - служили молебен, пели акафист перед чудотворным образом Владычицы Небесной…

- Правда ли, что на иконе заметны поновления?

- Наверное, да. Потому что когда приезжали гости из Америки в прошлом году в Тихвинский монастырь, они смотрели дореволюционные фотографии иконы - архимандрит Иннокентий в начале века реставрировал образ, и на нем были видны следы от реставрации. А сейчас их нет.

- Была ли икона в ризе?

- Да, икона пребывает в ризе. Но сам хранитель спрашивал меня: "Отец Евфимий, как вы думаете, камни на ризе настоящие?" А я и сам не знаю.

Знаете, что мне запомнилось в Америке? Там не увидишь в воскресное утро ни одной машины - все в своих общинах, в своих церквах. Ко мне такое отношение там было, словно я - посланец Святой Руси. Как потомки старых эмигрантов любят Россию! Был случай: служили литургию, на английском языке, конечно. Я английского совсем не знаю, но тут понял, что запели "Верую", и сам запел на русском. И вместе мы говорим: "Аминь". Такой проникновенный, трогательный момент… И возгласы я говорил по-русски. Прихожане заплакали, услышав русскую молитву. Это все потомки эмигрантов, американцев среди прихожан православных храмов крайне мало. Славяне и живут компактно, улицами: русские, карпато-россы, сербы…

Юлия СТАРЦЕВА