Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Православный Воронеж"

О ЦЕРКОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ

Всегда необходимо помнить, что церковное наказание есть не только указание на отпадение согрешающего от Церкви, но и призыв любящей Матери-Церкви к заблудшему в надежде на покая-ние.

Епитимия как наказание в юридическом смысле состоит в том, что церковный суд налагает на преступника за известные нару-шения закона обязательное исполнение предписаний суда. Тогда, подвергшись епитимьи, он, как член Церкви, возвращает себе впоследствии те права, которых он лишил себя своим преступ-лением. Каноническое основание епитимий находим уже в Апо-стольских постановлениях, а затем в 102-м правиле Карфаген-ского Собора и в некоторых других правилах. Епитимия является самостоятельным наказанием, но часто она употребляется наряду с другими наказаниями.

Бесславие как наказание имело очень важное значение в греко-римском праве, так как последствием его для данного лица яв-лялась потеря гражданских прав. Еще более важное значение приобрело это наказание в церковном праве ввиду священного характера Церкви, каждый член которой должен быть свободным от всего того, что может умалить или уничтожить в обществе его хорошую репутацию. Это наказание заключается в полном или частичном лишении церковных преимуществ и прав, налагаемом Церковью на тех, кто своим нехристианским поведением показы-вают, что они не достойны пользоваться ими.

Отлучение заключается в том, что церковный суд лишает нака-зуемое лицо святого причащения на определенное время. Это на-казание называется еще малым отлучением, в отличие от большо-го отлучения. Высшая степень наказания заключается в воспрещении, кроме святого причащения, также участия в церковных службах с остальными верными, а разрешается только участие в службах вместе с оглашенными, то есть до начала литургии верных. Время этого отлучения обычно продолжалось не более трех лет и налагалось как наказание за небольшие проступки, не имеющие предумышленного характера.

Совершенное исключение из Церкви, или большое отлучение за-ключается в том, что нарушитель за тяжкое церковное преступ-ление лишается церковного единения, а именно: права общей мо-литвы с верными; участия в каком бы то ни было церковном бо-гослужении; совершения какого бы то ни было таинства или цер-ковного обряда; права быть отпеваемым и похороненным на пра-вославном кладбище после смерти. С лицом, подвергшимся полно-му отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религи-озного общения. Духовные же лица не должны с ним иметь и ча-стного общения. Это большое церковное наказание в канониче-ских источниках называется анафемой.

Кто подвергся полному отлучению и даже в минуту смерти не раскаялся в своем грехе, не примирился с Церковью, лишается церковного погребения. Таковы наказания для мирян, совершив-ших какое-либо церковное преступление.