Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Православный голос Кубани"

СВИДЕТЕЛЬНИЦА ВОСКРЕСЕНИЯ

Когда Иисус Христос умер на Кресте, Его ученик Иосиф Аримафейский выпросил позволения у римских властей снять Тело Христа с Креста и похоронить Его. Иосиф и другой ученик Христа, Никодим, осторожно сняли Тело своего Учителя с Креста. По иудейскому обычаю они обернули Его льняной, пропитанной благовониями, тканью - Плащаницей или пеленой, концами которой обвили Его, подобно младенца, и положили во гроб, в пещеру, высеченную в скале. Огромный камень привалили ко входу пещеры. Опасаясь, как бы Тело Христа не было похищено, иудейские первосвященники поставили возле гроба стражу. На третий день Христос воскрес и, чудесным образом, не развернув Плащаницы, вышел из гроба. Ученики Его, придя на место погребения, увидели только лежащие свитые пелены.

По Преданию, Плащаница вначале хранилась у апостола Петра, а затем у других учеников Спасителя, которые берегли ее и скрывали как великую Святыню. В 436 году, когда гонения на христиан прекратились, св.Пульхерия поместила Плащаницу в храм Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. В VII веке, спасая Плащаницу от уничтожения иконоборцами, ее перенесли в Иерусалим. Затем вновь возвратили в Константинополь - об этом упоминают христианские рукописи ХII-ХIII веков. Во время разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году Плащаница, казалось, безследно исчезла…

В 1353 году после смерти графа Жоффруа де Шарни, к которому попала Плащаница от его предка рыцаря, Погребальная Риза Господня вдруг появилась в церкви местечка Лире под Парижем. Толпы паломников хлынули на поклонение Плащанице Христовой, чтобы увидеть чудом сохранившийся лик Господень. На пожелтевшем от времени полотне среди коричневатых пятен вырисовывалось изображение почившего Человека с длинными прямыми волосами, усталым печальным лицом и закрытыми глазами… таким нам и описывает Его Священное Предание Церкви.

Позже Плащаница попала к герцогу Людовику I Савойскому, специально для ее хранения построившему в городе Шамбери храм. В 1578 году архиепископ Милана Карл Борромео отправился на поклонение Плащанице. Он был стар, а путь его лежал через Альпы, поэтому герцог Савойский перевез Плащаницу ему навстречу, в столицу своего герцогства Турин, в собор святого Джованни Баттиста (Иоанна Крестителя), где она и хранилась до лета 1997 года, когда в храме возник пожар. В настоящее время Святыня находится у епископа Турина. Четырежды Плащаница попадала в огонь, но всегда чудом оставалась невредима. И в 1997 году пожарный Джованни Новелли, рискуя своей жизнью, в последнее мгновенье чудом выхватил Святую Плащаницу из огня. После пожаров Плащаница покрылась копотью. Для очищения ее вываривали в масле, мыли и терли. Однако изображение на ней не только не исчезло, но даже нисколько не поблекло.

В ХIХ в. распространилось мнение, что Плащаница - подделка, искусное произведение древних художников. Поэтому, когда в 1898 году в Париже открылась выставка религиозного искусства, папа Лев ХIII дал разрешение повезти туда Плащаницу. На выставке Плащаницу в полный размер (4,3 метра в длину и 1,1 метра в ширину) сфотографировал археолог Секондо Пиа. Когда дома он стал проявлять негатив, то был просто потрясен: на темном фоне фотографической пластинки проявился скорбный лик Христа, полный благородства и неземной красоты. Секондо открылось необъяснимое чудо: Святая Плащаница оказалась как бы огромной негативной фотографией (темными были те места, которые на обычном изображении выглядят светлыми и наоборот), запечатлевшей Спасителя в полный рост. А изображение на Плащанице появилось за восемнадцать веков до изобретения фотографии французом Ж.Л.М. Дагером в 1839 г. Даже самый гениальный художник не смог бы написать подобное негативное изображение, о котором в древности люди и понятия не имели.

Исследованием фотоснимков Плащаницы занялись профессор сравнительной анатомии Сорбонны И.Деляже и биолог П.Виньон. В результате подробных исследований они установили, что Человек, Который был завернут в Плащаницу, был распят на Кресте и Ему пронзили копьем грудь. До распятия на Его голову был надет терновый венец, Его подвергали бичеванию особыми бичами с наконечниками. Он нес тяжелый Крест на правом плече, давивший Ему на спину. Следы всех этих мучений в виде пятен крови имелись на Плащанице. Чем больше ученые изучали Плащаницу, тем им становилось яснее и яснее, что это удивительное совпадение не что иное, как невиданное прежде свидетельство о Христе Распятом. Более того, не было никаких следов отрыва израненного Тела от ткани, как это обычно бывает, когда с ран снимают бинты. Тело отделилось от пелены чудом. Все это было ошеломляюще, так что даже бывшие атеисты Деляже и Виньон уже не имели больше сомнений и сами уверовали во Христа.

В 1978-1981 гг. Плащаницу исследовала группа из тридцати американских ученых, использовавших новейшую электронную аппаратуру. Они установили, что ткань Плащаницы сделана изо льна с небольшой примесью хлопка и соткана древним способом (в елочку) из нити, спряденной на ручном веретене, что доказывает ее древнее ближневосточное происхождение.

В 1986-1987 гг. ученые из шести стран решили исследовать Плащаницу методом углеродного анализа. Исследуя соотношение изотопов, ученые могут узнать с достаточной точностью возраст ткани или растения, из которого она сделана. По этим данным оказалось, что ткань изготовлена в ХII или ХIII в. Снова маловеры и атеисты заговорили о том, что Плащаница - всего лишь подделка. Однако российский ученый Д.Кузнецов, детально ознакомившийся с данными исследования, нашел значительные погрешности в самих расчетах. Плащаница неоднократно была в огне, и это способствовало дополнительному обогащению ткани углеродом. Влияние данного эффекта при исследовании не учитывалось. Научно доказать то, что Плащаница подложна и сделана в Средние века, не удалось. Изображение Христа на Плащанице - настоящее чудо. Оно нерукотворно, подобно Нерукотворному Спасу - образу Господа, запечатленному на платке, который дала Христу, несшему Крест на Голгофу, святая Вероника, чтобы Он отер пот и кровь со своего пречистого Лика. Вместо того чтобы развенчать тайну Плащаницы, результаты, полученные учеными, привели к подтверждению ее подлинности.

Настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым) привезена из Америки точная копия Плащаницы и помещена в храме для поклонения прихожанам. Новый образ Спасителя благословил Святейший Патриарх Алексий II.

Вера БОГОЛЮБОВА