Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
По Преданию, Плащаница вначале хранилась у апостола Петра, а затем у других учеников Спасителя, которые берегли ее и скрывали как великую Святыню. В 436 году, когда гонения на христиан прекратились, св.Пульхерия поместила Плащаницу в храм Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. В VII веке, спасая Плащаницу от уничтожения иконоборцами, ее перенесли в Иерусалим. Затем вновь возвратили в Константинополь - об этом упоминают христианские рукописи ХII-ХIII веков. Во время разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году Плащаница, казалось, безследно исчезла…
В 1353 году после смерти графа Жоффруа де Шарни, к которому попала Плащаница от его предка рыцаря, Погребальная Риза Господня вдруг появилась в церкви местечка Лире под Парижем. Толпы паломников хлынули на поклонение Плащанице Христовой, чтобы увидеть чудом сохранившийся лик Господень. На пожелтевшем от времени полотне среди коричневатых пятен вырисовывалось изображение почившего Человека с длинными прямыми волосами, усталым печальным лицом и закрытыми глазами… таким нам и описывает Его Священное Предание Церкви.
Позже Плащаница попала к герцогу Людовику I Савойскому, специально для ее хранения построившему в городе Шамбери храм. В 1578 году архиепископ Милана Карл Борромео отправился на поклонение Плащанице. Он был стар, а путь его лежал через Альпы, поэтому герцог Савойский перевез Плащаницу ему навстречу, в столицу своего герцогства Турин, в собор святого Джованни Баттиста (Иоанна Крестителя), где она и хранилась до лета 1997 года, когда в храме возник пожар. В настоящее время Святыня находится у епископа Турина. Четырежды Плащаница попадала в огонь, но всегда чудом оставалась невредима. И в 1997 году пожарный Джованни Новелли, рискуя своей жизнью, в последнее мгновенье чудом выхватил Святую Плащаницу из огня. После пожаров Плащаница покрылась копотью. Для очищения ее вываривали в масле, мыли и терли. Однако изображение на ней не только не исчезло, но даже нисколько не поблекло.
В ХIХ в. распространилось мнение, что Плащаница - подделка, искусное произведение древних художников. Поэтому, когда в 1898 году в Париже открылась выставка религиозного искусства, папа Лев ХIII дал разрешение повезти туда Плащаницу. На выставке Плащаницу в полный размер (4,3 метра в длину и 1,1 метра в ширину) сфотографировал археолог Секондо Пиа. Когда дома он стал проявлять негатив, то был просто потрясен: на темном фоне фотографической пластинки проявился скорбный лик Христа, полный благородства и неземной красоты. Секондо открылось необъяснимое чудо: Святая Плащаница оказалась как бы огромной негативной фотографией (темными были те места, которые на обычном изображении выглядят светлыми и наоборот), запечатлевшей Спасителя в полный рост. А изображение на Плащанице появилось за восемнадцать веков до изобретения фотографии французом Ж.Л.М. Дагером в 1839 г. Даже самый гениальный художник не смог бы написать подобное негативное изображение, о котором в древности люди и понятия не имели.
Исследованием фотоснимков Плащаницы занялись профессор сравнительной анатомии Сорбонны И.Деляже и биолог П.Виньон. В результате подробных исследований они установили, что Человек, Который был завернут в Плащаницу, был распят на Кресте и Ему пронзили копьем грудь. До распятия на Его голову был надет терновый венец, Его подвергали бичеванию особыми бичами с наконечниками. Он нес тяжелый Крест на правом плече, давивший Ему на спину. Следы всех этих мучений в виде пятен крови имелись на Плащанице. Чем больше ученые изучали Плащаницу, тем им становилось яснее и яснее, что это удивительное совпадение не что иное, как невиданное прежде свидетельство о Христе Распятом. Более того, не было никаких следов отрыва израненного Тела от ткани, как это обычно бывает, когда с ран снимают бинты. Тело отделилось от пелены чудом. Все это было ошеломляюще, так что даже бывшие атеисты Деляже и Виньон уже не имели больше сомнений и сами уверовали во Христа.
В 1978-1981 гг. Плащаницу исследовала группа из тридцати американских ученых, использовавших новейшую электронную аппаратуру. Они установили, что ткань Плащаницы сделана изо льна с небольшой примесью хлопка и соткана древним способом (в елочку) из нити, спряденной на ручном веретене, что доказывает ее древнее ближневосточное происхождение.
В 1986-1987 гг. ученые из шести стран решили исследовать Плащаницу методом углеродного анализа. Исследуя соотношение изотопов, ученые могут узнать с достаточной точностью возраст ткани или растения, из которого она сделана. По этим данным оказалось, что ткань изготовлена в ХII или ХIII в. Снова маловеры и атеисты заговорили о том, что Плащаница - всего лишь подделка. Однако российский ученый Д.Кузнецов, детально ознакомившийся с данными исследования, нашел значительные погрешности в самих расчетах. Плащаница неоднократно была в огне, и это способствовало дополнительному обогащению ткани углеродом. Влияние данного эффекта при исследовании не учитывалось. Научно доказать то, что Плащаница подложна и сделана в Средние века, не удалось. Изображение Христа на Плащанице - настоящее чудо. Оно нерукотворно, подобно Нерукотворному Спасу - образу Господа, запечатленному на платке, который дала Христу, несшему Крест на Голгофу, святая Вероника, чтобы Он отер пот и кровь со своего пречистого Лика. Вместо того чтобы развенчать тайну Плащаницы, результаты, полученные учеными, привели к подтверждению ее подлинности.
Настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым) привезена из Америки точная копия Плащаницы и помещена в храме для поклонения прихожанам. Новый образ Спасителя благословил Святейший Патриарх Алексий II.
Вера БОГОЛЮБОВА