Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Вознесение", Ржев

ОХОТА И РЫБАЛКА

Нельзя сказать, чтобы мясо, добытое человеком на охоте, в моральном плане существенно отличалось от того, которое в виде колбасных изделий и мясопродуктов поступает к нам с мясокомбинатов. Если семья нуждается в пище, то покупка мяса в магазине или добыча его охотничьим промыслом в нравственном плане равнозначны. Главный вопрос здесь - это вопрос меры, и поэтому совесть охотника сама должна подсказывать ему, вызвано ли это занятие необходимостью или же является развлечением и страстью, а то и наживой.

Дело в том, что охота и рыбалка иногда воспринимаются человеком, как своеобразный отдых или развлечение. В нем действует азарт, человек словно забывает себя, в нем распаляются страсти. Вот такое состояние души является безусловно греховным. Апостол Павел очень точно сказал об этом: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничего не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). На почве такого увлечения порой случается настоящая беда: охота и рыбалка превращаются в болезнь, меняют весь образ жизни человека. Заядлый охотник или рыбак готов по первому зову умчаться из дома, оставив жену и детей. Он едет даже не ради результата, а просто потому, что бежит от своих обязанностей, выбирает более легкий путь. Такой очень скоро обрастает подобными ему "друзьями-беглецами". Взаимопонимание в подобных компаниях возникает быстро, и обычно основано на общем пристрастии к выпивке и разговорам. Так один грех начинает тянуть за собой остальные, страстная привязанность входит в привычку, оборачивается трагедией для семьи и близких людей.

И еще момент: хотя забой скотины и добыча зверя не несут в себе прямого греха, нужно иметь в виду, что жизнь любого создания - Божий дар, а ее насильственное прекращение всегда заставляет человека переступать некую таинственную грань. Этот шаг неизбежно накладывает на человеческую душу, изначально чистую от подобных поступков, определенный отпечаток. Не стоит, разумеется, впадать в излишнюю мнительность, делая из этих ощущений вывод, будто по этой причине употреблять мясо животных недопустимо и даже безнравственно. Человеку дозволено богом переступать эту грань по необходимости, однако нужно относиться к такому внутреннему чувству с определенной бережностью. Английский писатель Вальтер Скотт, всю свою жизнь бывший рьяным охотником, под конец жизни как-то признался: "Хотя я прежде был хорошим стрелком, но почему-то при этом всегда чувствовал себя не очень хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я подымал ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как будто желая упрекнуть меня…"

Сострадание к животным служит важной основой для нравственного чувства. Особенно важно воспитывать это качество в детях, которые еще только формируют внутренние представления о мире. Замечено, что те из людей, которые в детские годы были немилосердны к животным, мучили их, в своей взрослой жизни чаще всего становятся очень жестокими.

Священник Алексей МОРОЗ