Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Русский дом", Москва

"О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫ ЛЮБИМ"

Речь пойдет о супружестве и о… супружеской измене. Тяжело писать об этом, не менее тяжело и читать - все равно что резать по живому. Но кому как не священнику начать слово о том, что составляет жизненную драму, если не трагедию многих, многих из нас. Дело в том, что именно к пастырю, к батюшке, как называет его ласково ру--сский народ, мы несем невыносимую боль души, измученной и израненной земными перипетиями. Именно священнику Бог даровал чудный дар - врачевать человеческую душу, искренно обнажающую кровоточащие греховные язвы перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди. Ни время, которое в иных случаях является прекрасным целителем, ни самовнушение, ни та или иная философия, льстящая падшему человеческому естеству, не в силах восстановить и воскресить то, что мы, по молодости, по глупости, разрушили собственными руками. Это дарует нам только Бог, если мы действительно желаем обрести потерянное. К сожалению, ценить потерянное начинаешь лишь тогда, когда его лишишься.

Перенесись умом, читатель, в те дни, о которых сказал поэт: "Я вспомнил время золотое, и сердцу стало так тепло". Неужели ты совсем забыл слова своего первого, безкорыстного признания в любви и не помнишь, как затрепетало твое сердце, когда она благосклонно опустила веки в знак согласия стать твоей супругой? Тогда тебе было даровано познать полноту земного бытия, каждое мгновение казалось значительным и прекрасным… Быть может, единственное, чего не доставало тебе, как и большинству из нас, так это благодарения Бога, от Которого, по свидетельству Писания, "нисходит всякий дар совершенный и всякое доброе даяние…"

Действительно, трудно представить себе на земле что-либо совершеннее союза молодых, глубоко любящих друг друга супругов. То, над чем впоследствии придется кропотливо трудиться (я имею в виду взращивание человеческой любви в самом высоком ее проявлении), дается им авансом. Приветливость взора, неподдельная нежность в обращении, пронизанная душевной теплотой забота, доходящая до трогательных бытовых мелочей, благородство и деликатность в терпении взаимных недостатков, исходящие из признательного сердца, ласковые и утешительные слова…, да всего и перечислить невозможно, что открывает супружество мужу и жене в этот поистине медовый месяц!

Сейчас мы уже понимаем, что одним из главных признаков семейного счастья было взаимное доверие и уважение любящих друг друга мужа и жены.

А далее мерно и мирно шли годы взаимных жертвенных трудов по обустраиванию домашнего очага, вереницы безсонных ночей, проводимых у колыбели малютки-первенца; канули в Лету дни или месяцы вынужденной разлуки, которая делала миг воссоединенья семьи тем более сладкой.

Но вот в дом пришло горе… Что и кто было тому виной? Чем дальше современные люди отходят от Церкви, тем безпомощнее и суевернее они становятся… Виной всему, конечно же, преступное легкомыслие, самолюбие и безответственность, как правило, со стороны того, кто поставлен над всем главою.

О тот злополучный миг, когда сердце дрогнуло перед искушением! Зачем, зачем была проявлена предательская мягкость, когда должно было быть твердым, как камень, подобало хранить хладнокровие и трезвение, дабы усилием воли изгнать из души пьянящую страсть? Если не грозные очи жены, так воскрешенные памяти чистые глаза детей должны были тогда удержать тебя, читатель, от падения… Но, увы, ты не устоял. А то, что было после, лучше всего наименовать мильоном терзаний или хождением по мукам. Вместо обычного прямодушия и искренности - лукавство и хитрость, тем более унизительные, чем более правдоподобные. Вместо теплоты взаимного общения с супругой, делавшего дом полной чашей согласия и мира, - холод, физически ощущаемый холод отчуждения. Ну как можно было надеяться обмануть ту, которая все чувствует и понимает с полуслова и с полувзгляда и не нуждается в доносчиках и осведомителях? Болезнь и мучения становятся общими как некогда - здравие и блаженство. Оскорбленная половина, обманутая в лучших своих чувствах, преданная в том, что для нее было свято, теряет и покой и рассудительность.

Я решительно умолкаю, когда измена обоюдная. Здесь все уже мертво и покрыто прахом, этот гроб лучше не вскрывать, чтобы не отшатнуться тотчас от безобразного зрелища и невыносимого зловония. Дети, наши дети - неужели они все это заслужили? Но, благодарение Господу, священник - это не экзекутор, сыплющий соль на раны, и не палач, усугубляющий своей жестокостью муки казнимого. Священник - это врач, который не теряет надежды даже тогда, когда к нему приносят мертвеца. Нет такого греха, который мог бы превозмочь милосердие Божие, нет такого падения, от которого не восставил бы нас Господь через Своего пастыря, лишь бы мы имели искреннее желание исправления. Смертным признается лишь тот грех, который не уврачеван покаянием. Если согрешившего (а кто из нас праведен) прощает Бог, то должна простить его и та, которой муж нанес смертельную рану своим поступком. Не человек, хотя бы и священник, но Христос Спаситель устами священника свидетельствует о прощении христианину исповедованного им греха и о возрождении покаявшегося сердца силы Божией благодати.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе