Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Воскресная школа", Москва

Священник Павел ФЛОРЕНСКИЙ († 1937)

КРОВЬ, УБЕЛЯЮЩАЯ ГРЕХИ

Слово перед панихидой об усопших воинах

Братие! Благочестие наших предков наименовало святой колокольный звон - благовестом. То же благочестие требовало, чтобы при первых звуках благовеста каждый православный христианин произносил про себя: "Архангельский глас вопиет Ти, Дево Чистая: Господь с Тобою", - и затем осенял себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа. Значит, звук святого колокола приравнивался предками нашими к благовествованию Архангела Св. Деве Марии.

О чем же благовествовал Святой Деве Архангел? И о чем, благовествует нам святой колокол? О рождении Господа нашего Иисуса Христа, о том, что Он, Спаситель наш, - Спаситель от греха, от страдания и в особенности от смерти. Теперь вспомним, что по-гречески благовест - евангелие, то есть, называется также, как св. Книга, повествующая о рождении, о крестной смерти и воскресении нашего Спасителя. И св. Книга, и св. Архангел, и св. звон возвещают благую весть о том, что смерть, торжествующая всегда, в сущности уже побеждена и что придет время, когда она будет сломлена окончательно. При благовествовании архангельской трубы проснутся усопшие и встанут из своих гробов. Слыша звон церковный, мы должны вспоминать о часе грядущего воскресения. Но и о другом: как бы в этот таинственный и страшный миг всеобщего Суда усопшие праотцы, отцы и братия наша не обратились к нам с упреком: "Мы трудились для вас и за вас; а вы старались ли молитвами своими облегчить нашу участь?" И в особенности воины, убитые в войнах и убиваемые ныне, могут с горечью спросить нас: "Мы за вас и для вас полагали на поле брани живот свой. А вы поминали ли нас, молились ли за нас?"

Да, братие, при жизни и, быть может, умирая, они полагались на нас, надеялись на нашу память о них. Было бы постыдно не оправдать их надежд, забыть о них, как о не бывших, и не возносить за них молитв к Положившему за всех нас душу Свою. У каждого из нас среди убитых на войне есть родные, близкие, друзья, знакомые. О таковых молиться естественно. "Но, может быть, допустит в себе кто-нибудь мысль, - но разве все прочие имеют близость к нам?" Надо ли напоминать вам, что все мы, Господом Иисусом Христом усыновленные, Самого Бога имея Отцом своим, - братия, и близкие, и родные. Но те, кто положил жизнь свою за нашу общую матерь Родину, кто ей, а потом и нам, тем особенно любезен, разве они не связаны с нами узами теснейшими - и любви, и близости, и родства? Вот за этих-то братьев наших должны помолиться мы тем более, ибо умерли-то они ведь ради нашей Родины, ради нас. Мы говорим, что войны, бедствия, страдания происходят по грехам, но чьим грехам?! Ведь нельзя же сказать, что те, убитые, более грешные, чем мы, оставшиеся в живых или имеющие быть убитыми впоследствии. Но накопились грехи, загрязнили мы все ризы нашей Родины - и потребовалось омыть их, очистить ее и себя. А очищение греховных скверен совершается кровью и через кровь. И вот пролилась кровь, убеляющая грехи. Помолимся же, чтобы не понапрасну пролилась она, чтобы эта кровь послужила залогом нашего обновления и утверждением наших братских уз навеки. Аминь.