Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Новая книга России", Москва

ПРЕДСМЕРТНЫЙ ДНЕВНИК СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

24 мая 1908 г. Чьи это слова: приимите, ядите; сие есть Тело Мое; Яже за вы ломимое во оставление грехов? И пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета; Яже за вы … во оставление грехов? Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущаго, и Спасителя всещедраго всего человеческого рода, Агнца Божия, внемлющаго грехи всего мира? Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно иную природу, например: пшеничный хлеб в Самое Пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в Самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? А Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем велика беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, и сам Благочестивый Император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и, отчасти, диаконов, в числе коих был св. архидиакон Афанасий Александрийский, потом поставленный в архиепископа Александрии в Египте. Они рассмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников, и предали проклятию, как богопротивное и погибельное, и составили изложение Православной веры или Символа Веры на все времена до скончания века по ясному и властному и премудрому учению Св. Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ Веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики, лютеране и англиканцы. Богу нашему и Троице Слава во веки веков. Аминь.

4 июня. Среда. Троицкая. Благодарю Господа за Его долготерпение ко мне грешному, что и еще даровал мне день. Праведным Судом Божиим послана мне болезнь моя, и я должен великодушно и благодарно терпеть и молиться. Благодарю Тебя и славлю, Господи, Боже мой! Аминь.

Католикам: зачем у вас нет великой ектении и этих незаменимых слов, прославляющих нашу Богородицу и Приснодеву Марию и т.д.? Вы только папу величаете, а Богородицу, и святых, и Самого Христа уничижаете: богохульно вознеслись, горделиво!

Св. Церковь с Главою и членами; Глава - Христос, члены - Богоматерь, св. апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, безсребренники, праведные и все святые; затем на земле члены - епископство, пресвитерство, диаконство, все благочестивые миряне, затем в вере усопшие - святители, иереи, цари и всякого мирскаго чина и звания люди; у Бога все живы. Вот Церковь с Главою и членами. Есть ли это у католиков, англикан, лютеран?

22 июня. Общий всех Промыслитель Господь о всех и о всем мыслил прежде всех веков и ныне о всех мыслит, и печется, и все всем посылает, и всем помогает, - Слава Тебе.

Прости мне, Господи, грех мой - грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне. Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.

Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю.

25 июня. По всему замечено, что болезнь моя попущена на меня Богом по действию сатаны - пакостника плоти. Что за сны насмешливые от духа-изверга видятся, особенно к утру? Какой неготовый я приступаю к совершению Литургии, какой чревоугодный, какой неразумный, нерадивый, безтолковый, несмысленный! А бесноватая девушка, в виде которой явился мне сатана сегодня, с открытой пастью и зубами, бросившись на какого-то человека, - и на меня потом. Ужас.

Тайный ропот на Бога из-за дурной погоды - сырой, холодной. Сознаю свой грех и каюсь, виню себя: достойны мы по грехам своим и еще худшего. Пощади, Господи! Персть есмь.

Царствие Небесное, т.е. святость, правота, чистота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему - силою берется, т.е. силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и употребляющие усилие приобретают его. Плоть противится духу, т.е. всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, - между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского - палящаго и мучащего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти, и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной, борющими нас назло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией… От Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? - Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое безпристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился: все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей: читайте слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни - и получите вечное спасение. Ведь вы трудились же все так или иначе для земли, для земного благоустройства; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; ищите прежде Царствия Божиего и Правды Его, и сие все, все земные блага приложатся вам. Аминь.

3 июля. Видно - естество человеческое дивно и божественно (богообразно) устроено, что для воссоздания его потребовалось такое сверхъестественное средство - воплощение Сына Божия, Его житие на земле, чудеса безчисленные, учение Божественное, страдания, смерть и воскресение. - Падший образ Божий неоцененный, которому весь мир неравностоятелен, был причиною такого сверхъестественного промышления Божия. Понимают ли это люди? Не многие понимают и ценят, а потому и живут недостойно, наудачу, как бы случайно, не помышляя о высокой цели звания Христианского, живут в суете всяких пристрастий.

18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом о. Николаем, безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии; уклоняется от возношения Св. Даров и не причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства причащением; и Господь преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу.

19 июля. Суббота. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия, - возрождения моего внутренняго после тайного глубокого покаяния моего в презоростве и гордости к некоторым сельским женщинам, и раздражении на них, часто пытавшихся подходить ко мне, когда я ехал, утомленный, подышать чистым воздухом и тайно помолиться Господу и возблагодарить Его за приобщение Св. Тайн. Грех мой был тяжкий - я лишился мира и отрады после причащения Св. Тайн; благодать оставила меня, ибо я оскорбил ее и опечалил Духа Святого. Но после глубокого покаяния Господь чудно изменил мое сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца.

23 июля. Благодарю Господа, избавившего меня от внутреннего тайного падения при совершении Литургии в самой главной ее части (после Верую), когда о. иерей Михаил накрыл Св. Потир платком, а я по своенравию снял его, оставил сосуд открытым; я захотел сделать этим маленький протест против него, ибо казалось, что он слишком предупредителен и буквален (по шаблону). Мир Божий оставил меня, я скоро извинился перед ним, ибо он стал немножко уклоняться от услуг мне из-за опасения выговора. Дело пошло на лад; мир в душу возвратился, и я совершил Литургию мирно, как и причастился. Но я был с утра раздражителен; сердце мое было не готово для Бога по причине долгого сна и неготовности молитвенно. Надо раньше вставать и готовиться усерднее к Литургии. Причастился неосужденно. Импровизацию говорил, нежданно, несказанно горячо.

Согрешил я - позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение - целую версту, насадив в нем тысячу деревьев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство - пусть де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У скита земли много - 800 десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными или пахотной. О. Михаил - священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но при том семейный. Благодарим Господа за всю его милость. "Туне приясте, туне дадите" (Мф. 10,8).

Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками; ругают и проклинают нашу св. непорочную, кафолическую и апостольскую церковь, не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию, по презорству, гордости и отвращению, не хотят вступить даже ногой в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!

Удивительное существо - душа человеческая, созданная по образу и подобию Божию, хоть и падшая. Ибо какова она бывает во Святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовью и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу? Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна? - Да и самые тела Святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!

Я должен буду скоро оставити землю - прочь пристрастие нелепое, мертвяще ко всему земному; да возлюблю единого Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое.

Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилуствующее к врагам моим или России; даруй мне сознавать, что самый злой враг мне это я, я сам. Аминь. 26 июля 1908.

Когда молишься пред Образом Господа или Богоматери, или святых - спроси себя внутренне: искренно ли ты и с любовью ли взираешь на св. иконы, с верою ли возводишь взор к Первообразному? Всем ли сердцем молишься и всем ли помышлением, всем ли упованием? Не спит ли твое сердце, не спит ли твоя мысль?

Как я мал, как ничтожен в творении Божием, как грешен между земнородными, и при том, как самомнителен, лукав, судителен относительно дел и слов, или опрометчивости начальствующих, даже царей и высочайших особ, и относительно всех людей! Как раздражителен, гневлив, завистлив, горд, недоброжелателен, зложелателен относительно многих, ленив, нерадив, корыстолюбив, небрежен, блудлив, не усерден к св. делам, например, молитвы и покаяния! С ранней юности я обременил себя грехами и доселе коснею в них, несмотря на преизбыточную благодать, данную мне Богом в чтении Слова Божия и служении ежедневной Литургии.

31 июля. В даровании Божественной Литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великости этих даров; дары возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцом Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий и стараетесь ли жить достойно христианского звания в чистоте и святости и во всякой добродетели?

1 августа. В лике живописном Спасителя, Божией Матери, Предтечи и Святых - изображены - самая Святость, Правда, Благость, Кротость, Смирение, Милосердие, а в ликах Святых - всецелая преданность Богу. С какой любовью надобно смотреть на св. иконы, на изображения св. Креста, на Евангелие и прочие святыни, напоминающие нам о великих делах и словесах Божиих и св. угодников! Так и смотри, а не поникай в землю лицом, не чуждайся сердцем и взором, как лютеране и пашковцы или евреи. Присвояйся небесной Церкви. Любишь памятники знаменитых людей чем-либо; любишь смотреть на их портреты, фотографии; отчего не любишь смотреть на лики Святых? Ты непоследователен и весьма, весьма глуповат, фальшив и диковат.

11 августа. Логика христианская, кажется, не трудна и легко может быть понимаема и изучаема, и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее-то, эту христианскую логику, и забыли почти все; и простые, и ученые (мнимоученые) именно в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественные мастерства; и оправдана эта небесная логика и премудрость чадами ее, вроде Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, и всеми древними, средневековыми и новыми святыми угодниками Божиими. Кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (души по образу и подобию Божию), это сокровище, сокрытое в поле, это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки?

12 августа. Римские папы целую тысячу лет с лишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив множество фальшивых учений - о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч., нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, исповедующему католическую веру и ложь мнимо католическую - признающим за истину. Древо добро плоды добры творит, а древо зло плоды злы творит. По плодам их узнаете их (Мф. 17,20). Не кичитесь, католики, вас Сам Бог осудил, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских. Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе.

Сокровище сокровищ на поле - это Церковь; сокрыто это сокровище Правдою Божию от мнящихся быть мудрыми - ученых века сего. Ходят кругом и около этого Божественного сокровища, а не найдут его, или и видя, как бы не видят, и слыша, не разумеют….