Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Православная Москва"

"…И ВОЗВРАТИЛАСЬ В ДОМ СВОЙ"

Третьяковская галерея передала Владимирскую икону Божией Матери в храм Святителя Николая в Толмачах

В постоянную экспозицию храма-музея свт.Николая в Толмачах Государственной Третьяковской галереей была передана древнейшая святыня Российского государства, памятник византийской иконописи домонгольского периода, икона Владимирской Божией матери. Московским заводом полиметаллов был изготовлен уникальный киот для хранения иконы в храме, поддерживающий необходимый температурный режим и блокирующий внешние воздействия на икону. После перенесения иконы в храм перед ней был отслужен молебен. Теперь чудотворная и одна из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви будет постоянно находиться в храме и одновременно являться частью экспозиции музея. Известно, что ряд заслуженных отечественных искусствоведов выступает против возвращения памятников древнерусской иконописи в храмы. Нет согласия и в вопросе перенесения Владимирской иконы Богоматери.

Рассказывает Надежда Геннадьевна Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

- Искусствоведов, да и меня лично, волновало и волнует то, что икона вырывается из общей экспозиции залов древнерусского искусства, которая сформировалась в течение многих десятков лет. К тому же памятник должен находиться в среде тех икон, которые написаны в одно с ним время. А памятников домонгольского периода до нас дошло очень мало. Кроме того, Владимирская икона Божией Матери, помимо известных всем нам чудес, совершила еще одно чудо - дала русскому народу понятие об иконописании, на ее примере древнерусские мастера оттачивали свое искусство. Поэтому в экспозиции музея она была в своей среде. И там она могла бы дать очень много - уму и сердцу. Очень многие и наши неверующие сотрудники, и простые посетители галереи, подходя к этому Божественному лику, уходили совсем иными. Древняя святыня находится в храме, значительно позже построенном, среди святынь более позднего времени.

- А были ли какие-то особые случаи, связанные с иконой?

- Да. Например, однажды, в 1974 году, Пушкинский музей попросил у нас на организованную им выставку византийского искусства Владимирскую икону Божией Матери. Мы были в ужасе, потому что это не тот памятник, который можно так просто передвигать. Тем более, что у нас бывали такие случаи: когда из зала в зал икону Рублева передвинули, вдруг по ней прошла трещина - из-за сквозняка. Поэтому все передвижения древних памятников чрезвычайно опасны. Кроме того, Владимирская икона Богоматери - памятник не для выставок. Она должна быть в специально отведенном для нее постоянном месте, чтобы люди шли поклониться святыне. Но за иконой приехали. Неожиданно выяснилось, что на лике Богородицы появилось небольшое вздутие красочного слоя. Хотя раньше такого не случалось, икона была в прекрасном состоянии. Поэтому мы решили, что икона "не захотела" идти на выставку. И не отдали святыню!

На молебне в храме святителя Николая в Толмачах читались отрывки из Богородичного Евангелия. И по-особому прозвучали слова: "Пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой" (Лк 1,56).