Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная Пермь»

УКОЛ КАСТАНЕДЫ

Карлос Кастанеда (1925-1998), будучи студентом Калифорнийского университета, собирал материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Он оказался учеником мага - мексиканского индейца, а впоследствии сам стал магом. В начале 60-х выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», затем еще восемь книг. Согласно этому учению, человек, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» - сознание. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями, переживаниями. Однако есть способ избежать этого и сохранить свое сознание после смерти физического тела. Для этого нужно кардинально изменить все свое существо с помощью магических искусств и техник, развивая способности общения с «существами из других миров» и перемещения в эти другие миры, устанавливая связь с высшей безликой могущественной силой, и т. д. Известный сатанист ХХ века А.Кроули называл Карлоса Кастанеду в числе главных продолжателей своего «дела».

Из книги С.Т. Баймухаметова «Золотые сны», где автор исследует влияние учения Кастанеды на распространение наркомании среди молодежи. «Герой книги «Учение дона Хуана…», студент Калифорнийского университета, знакомится с индейцем - колдуном, магом и становится его учеником… Герой под руководством учителя принимает те или иные экзотические наркотики, возносится, перемещается во времени и пространстве, живет и действует в «необычной реальности», а затем подробно пересказывает свои видения.

Один из толкователей в предисловии к книге Кастанеды пишет: «Каждый человек приговорен к конкретной земной участи. Это немножко безрадостно… Так хочется преодолеть свое «я»! С одной стороны, человек изо всех сил старается закрепиться в собственной психологической нише, обжить ее. А с другой - сам же ее взрывает, - и наше столетие наглядно демонстрирует эту потребность. Молодые радикалы 60-х гг. во многих западных странах представляли индивидуальную жизнь как смену карнавальных масок. И наркотики пришлись ко времени…»

Стоп! Это в каких эмпиреях надо витать, чтобы вот так, походя, говорить… о пользе наркотиков?! И это не обмолвка. Для основателя учения и для его истолкователей «галлюциногены… только средство приобретения знания…»

Тут, наверно, можно поговорить о том, что ясно для всех, в том числе и для философов: «средство» никогда не бывает «только», средство и цель всегда связаны.

…В подвалах и на чердаках, конечно, об «эзотерическом знании» не рассуждают, но если «откровения» и «озарения» толкователей Кастанеды перевести на язык притонов, то получится - «кайф».

И уж совсем один к одному подходят к судьбам заурядных наркоманов верные философские заключения о том, что «человек старается выскочить из самого себя», «преодолеть свое «я». Да, стремление к изменению своего состояния вообще свойственно натуре человеческой. Причем, биологическое начало тесно переплетается с социальным. Это очень мощный импульс. Но из этого вовсе не следует, что можно с олимпийским спокойствием полагать: «И наркотики пришлись ко времени…» Не дай Бог, если этот мощный импульс соединится с наркотиком!… Любое упоминание о наркотике как о чем-то безобидном, тем более как лишь о «средстве приобретения знания», - это все равно что пропаганда истребления детей…

Да, почти никто не знает о подлинной, внутренней жизни наркоманов, о мерзости их существования… Об отчаянии и безысходности… Однако же нет, откуда-то возникают мифы о «снах золотых», «эйфорическом тумане». А уж когда они подкрепляются философскими трактатами, то добра не жди…

Лишь на первый взгляд представляется, что Кастанеда и его последователи очень далеки от «массового сознания», что они «элитарны». На самом же деле сам метод здесь что ни на есть пошло-упрощенческий, «массовый»: побыстрее, подешевле, без этих ваших умствований и сложностей… Ведь в действительности любые истины, в том числе и философские, открываются каждому человеку на долгом пути, в постоянном труде ума и души.

А здесь, если снять все наслоения, то все куда как легко и даже приятно: поел гриба, попил сока экзотического растения, покурил зелья - и вот они, видения и даже «откровения», которые к тому же растолкует всезнающий учитель.

Этот путь и методы далеко не новы. Ибо всегда существовал и существует соблазн легкого приобретения чего бы то ни было: богатства, знаний, секретов ремесла. Но, к счастью, еще никто не осмеливался утверждать, что ремеслом сапожника можно овладеть, не прикладывая рук, ничему не учась, а выкурив лишь сто граммов анаши. А это все-таки внушает некоторые надежды на незыблемость здравого смысла.