Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Саранские епархиальные ведомости»

Священник Димитрий ДУДКО, Москва

ТАЙНА БОЖИЯ

Человек - всегда тайна, загадка для нас. Человек - это даже не творение Божие, это Божий замысел, а человек как бы творит сам себя, оттого и вырвался из воли Творца.

Тот, кто смотрит на человека и думает, что ему все понятно, тот вообще ничего не понимает в человеке. Все наши суждения, даже искренние, даже так называемые глубокие - поверхностны! Вдруг! - и человек раскрывается с такой стороны, которой мы и не предвидели.

Человека понять может только Бог, оттого Он и сошел на землю, что понимает человека, более того, любит его и распинается за него.

И какая претензия у нас, когда мы стараемся не понять человека, а судить его. Суд над человеком, ближним - это суд над самим собой. Осуждая человека, ты выражаешь только то, что в тебе есть плохое. Осуждая человека ты, по сути дела, осуждаешь Божий замысел, а кто ты?

Ты видишь, что есть в сию минуту, но это только сия минута, и не останавливайся на том, что сейчас. Человек раскрывается в вечности, и сиюминутный суд - это просто ложь.

Пересматриваю себя и все свои суждения. От чего они? От любви или от чего-то другого? То, что от любви, - верно, а любишь ли ты? Господи, прости меня и дай мне любовь, которой Ты любишь нас.

Для неверующих христианство кажется неприемлемым и даже жестоким оттого, что стоит на других позициях. Неверие видит жизнь только здесь и ведет борьбу за блага и земные удовольствия. Христианство видит жизнь там и ведет борьбу против всяких грехов, а следовательно, и удовольствий. В результате неверие ведет борьбу за смерть, христианство - за жизнь. И безжалостность неверия - это смертная безжалостность, безжалостность христианская - это настоящая жалость, борьба за жизнь. Неверие отдает людей смерти, христианство вырывает людей из рук смерти. Вот когда смотришь такими глазами, тогда христианство становится понятно.

Бойся строго судить людей, даже когда видишь явный грех. Пытайся отделить грех от человека. Мы видим часто грех через букву закона, а это значит - видим внешнюю сторону, надо смотреть дальше - через милость, сострадание, и тогда за внешней стороной проглянет внутренняя. Иногда грех просто тень, часто ширма, под которой скрывается добро. Оттого вчерашние грешники вдруг становятся сегодня праведниками. А мы этого не видим и не замечаем. Поэтому - милосердие, сострадание! Ведь из милосердия пришел к нам Бог. О, как бы научиться распинаться за грехи других, это уподобление Богу. Невероятное! Но мы призваны быть совершенными, как Бог.

Совершается - воскресение… Если бы у нас открылись глаза и мы увидели, как совершается, то мы бы поразились делами Господа. Как все чудно и удивительно, ничего нет случайного, и все встает на свои места.

Дай свободу другому. Пусть тебе не нравится, как он делает, не вмешивайся в его дела, особенно дела добра, ибо у каждого свой путь и каждый делает, как ему внушает Бог.

Очень важно отличать главное от второстепенного. Когда нет этого отличия, люди спорят и не понимают друг друга. Главное объединяет, второстепенное закрывает на все глаза, и люди бывают врагами, притом считая каждый себя в отдельности в Истине. За Истину дубасят друг друга, а Истина стоит и плачет о них. Истина - в Любви!

Зависть и самомнение где-то ходят рядом: то вдруг слишком много думаешь о себе, то вдруг завидуешь самому малому делу у другого. Господи, прости и помоги избавиться.

На примере нашей жизни, когда ненавидят тех, кто верит в вечную жизнь, можно увидеть, что это одержимость. Ведь казалось бы - ну и пусть верит. Нет, ненавидят. Зависть духа злобы завидует спасению человека.

Жизнь взвихрена, не знаешь, где друг, а где враг. Люди подозревают друг друга, опасаются, ненавидят. Трудно сохранить человеческое лицо, тем более быть последовательным христианином. Некоторые панически бегут от жизни, но она всюду настигает. Нужно затворяться в свою внутреннюю клеть, но не пустую, а чтоб там была святыня. Со Христом только можно победить мир. «Мужайтесь, яко Аз победих мир», - говорит Христос.

Мир зашел в тупик, где развращается, гибнет. Природа не выдерживает греха человеческого и сопротивляется. Появляются необычные, грозные явления в природе, истощаются жизненные ресурсы. Эта болезнь природы не к смерти, а к жизни. Она хочет жить и показывает лицо смерти человеку, чтобы он понял свой тупик. Никакие перевороты, революции, войны не имеют значения, разве только то, чтобы человек почувствовал страдания, одумался…

Полководцы, мудрецы, писатели, вожди ничего не в состоянии сделать. Для спасения мира нужны святые, подвижники, самоотверженные люди, решившиеся на все. С помощью Божией только они могут вывести мир из тупика, оздоровить его, вдохнуть в современный труп мира - жизнь. Нужно выявлять духовные силы, находящиеся в мире. У кого есть жалость к погибающему миру, кто имеет любовь к людям, должен пойти сознательно на подвиг спасения мира.

Христианин не протестует против действительности, христианин преображает действительность, чтоб она, воссияв фаворским светом, воскресла для вечности, для Царства Небесного.

Нужно ссылаться не на закон, ибо ради нужды бывает применение закона, есть у нас и нужда, но ссылаться надо на благодать, она нас ведет. Господи, спаси нас. Да будет воля Твоя. Мы все немощные и слабые, спаси нас.

Есть опасность увлечься борьбой и забыть о своем нравственном устройстве. О христианстве можно говорить тогда, когда ты живешь христианством и не руководит тобой честолюбивая мысль кого-то поучать. «Не многие делайтесь учителями!» - всегда этим одергивай себя.

Церковь указывает на ад не для того, чтобы этим устрашить человека (это сознание нецерковное), а чтобы обличить ад, предостеречь человека. Если Церковь показывает на ад, то не ради того, что он есть, а для того, чтобы его не было. Ад есть, когда его скрывают. Когда его открывают, тогда его нет. Но это не значит, что ада вообще нет, и можешь делать любой грех. Церковь указанием на ад всегда его разрушает, а мы, совершая грех, восстанавливаем его.

Все больше и больше диавол заволакивает, завораживает мир. Изобретаются непонятные формы, непонятные ситуации, непонятные выводы, скоро договорятся до того, что добро хуже зла. Это будет новым словом греховного мира.

У Бога все ясно и понятно, непонятно только у диавола, потому что он - мрак.

Современное религиозное сознание имеет две крайности: одна - только личное самоусовершенствование, другая - только внешние изменения. И то и другое - крайности. Когда ты не видишь горя другого, твое усовершенствование исходит из эгоизма и, следовательно, ложное. Когда внешние изменения меняют только других, а не тебя в том числе, опять-таки истоки - в эгоизме.

Человек в Боге все имеет, всю полноту. Но человек в Боге должен быть добровольно. Чтоб утвердиться в Боге добровольно, Бог попустит человеку уйти от Него. Допустил от противного, лукавого, допустил миражи, которые не существуют и нужны для того, чтоб за ними не гоняться.

Выбор в свободе не может быть, свобода - усилие воли к добру, обретение истины и добра. Не может же человек избрать смерть, только жизнь. Избрание смерти - порабощение себя.

Вся земная жизнь человеческая - это искушение пожить без Бога. Искушает диавол. Преодолеть искушение - утвердиться в Боге.

В раю было дерево познания добра и зла. Человек обладал свободой. В свободе есть искушение. Искушение - это не реальность, искуситься можно не на что-то, а на ничто, на обман. Человек захотел сорвать плод зла и вот, не преодолев искушения, потерял свободу и результат - вся наша земная жизнь. Мы должны обрести свободу, через свободу мы все обретем. Без свободы не мыслимо Царство Божие. В раю было искушение, в Царствии Божием этого не будет. Рай давался даром, Царство Божие приобретаем.

Дух творит, а не материя. Материя - плод творения духа. Дух - выше всего, Бог - безконечный Дух, материя - конечное творение Духа. Но все, что творит Бог, тоже становится вечным. Потому мы, люди, - творение Духа-Бога - вечны.

Мир приходит к своему роковому концу, и стараться сейчас спасать мир в целом безсмысленно, нужно спасать отдельного человека, чем больше спасем людей в отдельности, тем больше будет спасен мир. В Божьем деле все восходит только через крест. Не через хитрость, а через крест. Что не проходит через крест, то и погибает с шумом.

Часто люди думают, что можно избавиться от зла тем, что вырвать его. Позволь вырвать плевелы! Но… как бы вырывая плевелы, не повредить пшенице, - предупредил Христос. В самом деле, когда начинаешь уничтожать злых людей (носителей зла, плевелы), то вредишь своему духовному устройству, сам озлобляешься и становишься плевелом, злым деятелем. Плевелы могут выдернуть только ангелы - неподвластные злу (люди все подвластны), и то только при кончине века. А сейчас вместе и пшеница, и плевелы. И бывает так, что плевелы чем-то даже помогают росту пшеницы, зло бывает иногда благотворно для добра.

Стоит только обратить внимание на недостатки отдельного человека, нации, как сразу что-то нехорошее входит в душу. И потому в лучшие минуты бывает стыдно смотреть в глаза другого. За недостатки не осуждать нужно, недостатки изживать нужно, оплакивать. Если явимся туда, в иной мир, с неизжитыми недостатками, неоплаканными, как мы сможем вместе жить, а ведь вместе надо жить. Изжитый недостаток, как очищенный сосуд, - вливай туда благовонное масло, и душа заблагоухает.

Трудно судить о нашем времени, ибо все перевернуто: где Божии, где человеческие, а где диавольские законы. Определить все буквой нельзя, юридически указать правду Божию нельзя, в букву закона не втиснуть всего многообразия жизни.

Издревле ведется два самосознания в Церкви: одно юридическое, так называемое вселенское, другое благодатное, соборное - это восточное. Мы, православные христиане, придерживаемся второго.

Может быть, на Западе даже действеннее самосознание юридическое, ибо там есть какой-то закон, у нас в России никаких законов нет, есть лжезакон, - это когда хотят узаконить беззаконие. Тут как раз может спасти только благодать. Да, строго говоря, мы и спасаемся только благодатью.