Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православный голос Кубани»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

ЯЗЫК-ОГОНЬ

Св.ап. Иаков в своем соборном послании так говорит о нашем языке, о нашем слове: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3,5,6). Пожар истребляет имущество наше, пожар вселяет в сердца наши великое смятение и страх, а св.ап. Иаков говорит, что такое же значение, как пожар, имеет для нас и необузданный язык наш. Он говорит, что язык оскверняет все наше тело, и, как пожар воспламеняет имущество, так и язык наш, злой и нечестивый, воспаляет круг жизни. Вся наша жизнь становится тревожной, воспаленной, болезненной, ибо сам язык воспаляется от геенны.

Вот что говорит св.ап. Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4,29). А у св.ап. Иакова сказано: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1,26).

Немало среди таких, благочестие которых называет св.ап. Иаков пустым; немало таких, которые считают себя благочестивыми, а язык не обуздывают; немало таких, которые, все это делая, считают себя тем не менее благочестивыми. Пустое их благочестие, как говорит о том ап. Иаков. А у Ап. Павла сказано, что никакое гнилое слово не должно исходить из уст наших.

Сам Господь Иисус Христос сказал нам гораздо больше: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих осудишься» (Мф. 12,36,37). Даже за праздные только слова дадим мы ответ перед Богом!

А сколько среди нас таких, уста которых ничем не ограждены, сколько таких, которые безпрестанно, без умолку говорят, болтают с утра до ночи. И, разумеется, среди этой болтовни есть безконечное множество слов пустых, слов праздных, злых. Неудержимо болтают они, и никакого запора на уста свои нечестивые не кладут, и тем не менее считают себя благочестивыми. Пустое это благочестие, и дадут они ответ перед Богом за все праздные слова свои, которые льются грязным потоком из уст их во все дни жизни.

Все люди подлинно благочестивые всегда были глубоко сосредоточенными, в себя устремленными, в свои сердца смотревшими. А эти болтливые уста не только пустословят без конца, но изрыгают и то, о чем сказал св.прор. Давид: «Яд аспида под языком их», ибо ядовиты слова осуждения, слова клеветы и сплетен, которые так любят они. А кроме всей этой нечистоты словесной как много отвратительных ругательств льется из уст многих. Как легко относятся многие христиане к такому дьявольскому ругательству, которое знает только русский народ и которым поносится имя матери, имя, которое должно быть священным для нас. И не останавливается язык их даже в произнесении этого мерзкого ругательства.

А Господь Иисус Христос строго запретил даже самое легкое, невинное бранное слово: «Если кто скажет брату своему «рака», подлежит суду синедриона, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной».

Видите, какое безусловное требование чистоты нашего языка предъявляет Господь Иисус Христос. Много среди христиан людей злоречивых, много злословящих ближних своих. А св.ап. Павел, говоря о тех, кто не наследует Царство Небесное, среди воров, прелюбодеев, идолопоклонников называет и злоречивых. «Злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10). Если мы даже воздерживаемся от самых гнилых слов, от осуждения ближних, от клеветы и сплетен, то все мы повинны в пустословии. Мы пустословим всегда, всюду и везде.

Воздерживаться от злых слов, пустословия, празднословия, приучать себя к молчанию - трудная задача.

Очень много подвижников всю жизнь мучились над обузданием языка своего, строго следили за ним, всячески его удерживали, но и от них часто ускользал он, ибо скользок язык и чрезвычайно подвижен; он ускользает, как скользкая рыба из рук наших.

Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его.

Видите, какое значение придавали слову святые? А мы никакого значения не придаем тому, что говорим; когда священник на исповеди спрашивает, не согрешаем ли мы устами своими, то слышит он ответы, которые показывают, что исповедующийся никакого значения не придает грехам своего языка и легко относится к ругательствам.

Так настроены мы, но так не должно быть. Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11,11).

Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина?

Эта истина, которую вам надо знать. Сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия - или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих никогда не теряется.

Энергия духовная тоже никогда не исчезает безследно, она распространяется повсюду, она действует на всех. Устами нечестивых разрушается град потому, что злая энергия безудержного языка их, нечестивого и богохульного, проникает в сердца окружающих людей так, как воздух материальный заражается всякими миазмами.

Если миазмы порождают в нас болезни телесные, то миазмы злой энергии духовной отравляют наши сердца, наши умы, всю нашу духовную жизнь. Жизнь целого народа бывает отравлена этой злой духовной энергией, а если отравлены сердца и умы человеческие этими духовными миазмами, если вселилась в них нечистота, богохульные мысли - клевета, осуждение и все то, что так угодно диаволу и слугам его, то этой нечистотой духовной наполняется вся жизнь народа. А материальное благосостояние народа всегда тесно связано со здоровым и чистым состоянием его души и сердца.

В этом святом деле обуздания нечистого диавола, языка нашего, да поможет нам всем Господь и Бог наш Иисус Христос.