Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Соборная весть

«Сербский крест», Москва

НУЖНО ЛИ РУСИ «ПОКОЛЕНИЕ.RU»?

Люди кинулись осваивать пресловутое «киберпространство», но никто не предупредил их о том, где кончается безопасная зона погружения и начинается зона риска. Речь идет о возникающей психологической зависимости от сети Интернет, когда появляется патологическое влечение к пребыванию в сети.

Явление так называемой аддиктивной реализации хорошо известно специалистам-психологам - человек стремится уйти от реальности: вместо того, чтобы решать проблемы «здесь и сейчас», он старается в данный конкретный момент достичь комфортного психологического состояния, а все остальное отложить «на потом». Элементы такого поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку, но бывает, что желание сбежать от реальности начинает доминировать в его сознании.

…Кто же посмел посягнуть на изменение реальности, данной Богом, на создание альтернативной действительности? Кто с начала времен стремится внести свои коррективы и под разными соусами старается отвлечь человека от памяти Божией, предлагая ему пути отхода от воли Всевышнего? Куда попадает человек, погружаясь с головой в реальность виртуальную? Ответ вполне очевиден.

Что же делает Интернет притягательным в качестве средства ухода от реальности? Во-первых, возможность анонимного общения. Здесь особое значение имеет чувство личной безопасности и отсутствие ответственности при социальных контактах в сети. Во-вторых, возможность реализации фантазий с обратной связью, в том числе возможность создавать новые образы «я», недопустимые в обычном мире. В-третьих, безпрецедентная возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего любым критериям. И в любой момент можно найти нового. В-четвертых, неограниченный доступ к любой информации («информационный вампиризм»).

Каковы же симптомы Интернет-зависимости? Исследования Кимберли Янг предвестниками зависимости называют: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса в сети; увеличение количества времени и денег, потраченных на пребывание в сети.

К психологическим симптомам Интернет-зависимости относятся: хорошее самочувствие или эйфория во время пребывания в сети; невозможность остановиться; увеличение количества времени online; пренебрежение семьей, друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне сети; проблемы с работой или с учебой.

К физическим симптомам, возникающим из-за продолжительного использования компьютера, относят: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание; пренебрежение личной гигиеной; изменение продолжительности и структуры сна.

Некоторые скажут, что в России людям не грозит перспектива «сесть на иглу Интернет» по причине нашего крайнего технического и экономического отставания от Запада. Однако с целью совершения прорыва в этой области был разработан глобальный проект «Поколение.ru», презентация которого состоялась 14 марта в Москве в новом образовательном центре «Интерград». Суть проекта в том, чтобы сделать компьютер и Интернет неотъемлемой частью повседневной жизни подрастающего поколения. Предусматривается четыре уровня программ: для малышей до 10 лет, для учащихся средних классов (11-13 лет), для старшеклассников (14-16 лет) и для студентов. Авторы программы ратуют за то, что благодаря ей ребенок сможет осваивать новые учебные программы по физике, математике, русскому языку и другим предметам, выучит иностранные языки, найдет новых друзей. Федерация «Интернет-образования» планирует к 2005 году привлечь в Интернет до 10 миллионов молодых людей через программу подготовки школьных учителей. На общероссийском уровне это планируется сделать в 50 субъектах Российской Федерации, на первичном - во всех школах, а их сегодня в России 64000.

Но обращались ли авторы проекта к проблемам Интернет-зависимости? Нельзя отрицать полезности Интернета как инструмента во многих областях человеческой деятельности. Но велик соблазн чрезмерно вовлечься в параллельный мир, пестрящий манящими призывами и предложениями. И так, незаметно - «кустик за кустиком, ягодка за ягодкой» - человек углубляется в мрачную чащобу, куда не проникает Свет Божий.

Наряду с упомянутыми выше физическими и психическими угрозами здоровью еще не сформировавшейся личности налицо духовная составляющая проблемы. Порабощенные Интернетионалом вначале доброхотно, а затем поневоле, в состоянии зависимости, аналогичной, если не сильнейшей - наркотической, работают своему господину, а не Господеви, а значит, работают греху, будучи им обладаемы. С точки же зрения нравственности Интернет, по-видимому, является самым опасным, поскольку не самым явным, растлителем молодежи.

С сокр.