Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная Тверь»

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХИЧЕСКУЮ БОЛЕЗНЬ

У каждого человека есть не только тело, но и бессмертная душа; душа человека, как и его тело, - материальна, но в отличие от тела, состоит из более тонкой и сложной материи. Подобно тому, как тело человека может подвергаться болезни, страданию, может болеть и страдать душа.

Христианство не относится к числу религий, отрицающих человеческое тело. Напротив, весь ужас смерти христианин видит именно в разделении тела и души. Ведь человек - существо двусоставное, и он является человеком, лишь имея и душу, и тело. После их разделения уже нет человека, но есть разлагающееся тело и душа, лишенная многого из того, что имела, находясь в теле: эта душа уже не может что-то изменить в своей судьбе, она лишена творческой способности. И потому одной из важнейших вероучительных истин христианства является догмат о Воскресении мертвых, которое произойдет, когда закончится земной путь человечества.

Каким образом произойдет всеобщее Воскресение мертвых мы не знаем, но апостол Павел дает нам образ зерна, брошенного в землю: зерно сгнивает для того, чтобы из него вырос колос, много лучший нежели само зерно. Так и человеческое тело, сейчас разложившееся, в день Воскресения мертвых будет много лучшим, чем было в дни земного своего бытия. Так велика связь души и тела.

Потому Церковь и не отрицает связи недугов тела и болезней души; не отрицает и многие из определений причин возникновения болезней, которые дает медицина. Однако в отличие от медицины, когда речь идет о появлении болезни, Церковь говорит об изначальной ее причине.

Изначальной причиной любой болезни (и психической в том числе) является грех, т.е. нарушение человеком или его предками данных Богом законов жизни. По учению христианства человек был создан для блаженства, страдания Бог не создавал. Для счастливой жизни человеку нужно было совсем немногое: жить по данным Богом законам. Соблюдать эти законы не только не трудно, но и единственно разумно, т.к. это естественные законы. Например, человек не может жить в огне. И пожелав войти в огонь, человек причиняет себе страдания, а если не осознает своей ошибки, то гибнет. Точно так же человек, будучи созданным для блаженства, но блаженства без греха, имея свободную волю, выбирает грех и вместе с ним болезнь и страдание.

Необходимо помнить, что все человечество произошло от одного человека - Адама, в котором был заключен генофонд всего рода человеческого. И поэтому все люди тесно взаимосвязаны между собой, и за проступок человека могут расплачиваться его внуки и правнуки. Расплату людей за грехи предков подтверждает и медицина, фиксируя наследственные болезни.

Какова же причина психической болезни с точки зрения христианина? Изначальная причина, повторим, в пораженности человеческой природы грехом. Частная причина в каждом случае индивидуальна.

Есть болезни психики, которые легко объяснить изношенностью и старением организма, органическим поражением головного мозга, психической травмой. Но есть психические болезни иного рода, когда практически невозможно назвать вызвавшую их причину. Человек живет прекрасно, все у него есть, он производит на окружающих хорошее впечатление. А через день «не из-за чего» бросается под поезд... Иногда бывают и более сложные случаи: человек раздваивается, он уже не осознает себя как цельную личность, но как две (и более) различные личности.

Причину шизофрении невозможно понять, если стоять на сугубо материалистических позициях. Но она понятна сознанию верующего человека.

Церковь учит о существовании мира ангельского - злых и добрых духов, которые по попущению Божию могут так или иначе воздействовать на людей. И мысль об их существовании в общем-то чужда сознанию современного человека. В детстве наше воображение занимают сказки о гномах, эльфах и феях; позднее - «научная» фантастика о «пришельцах из космоса». Человек чувствует, что он не один во Вселенной, есть еще и невидимый мир. Особенно остро это чувствуют дети. Но и мы, когда серьезно задумываемся, понимаем умом то, что раньше могли чувствовать: наша жизнь не бессмысленна, кто-то руководит ею.

И раздвоение личности при шизофрении становится понятным, если допустить, что оно - следствие воздействия изнутри на человека злого духа. Злой дух лишь относительно «духовен», т.е. бестелесен. Он ограничен местом и пространством, значит, тоже материален. Но тела этих духов отличны от тела человека, будучи созданными из более тонкой материи, способны проникать в тело человека.

Учение о том, что при определенных условиях злые духи могут вселяться в человека и воздействовать на него изнутри при слабо развитом осознании себя как личности, даже подчинять себе человеческое сознание, присуще не только христианству, но почти всем религиям.

Разумный человек не может огульно отрицать существование духовного мира, от которого нас отделяет лишь тонкая грань.

Особенно нелепо отрицать существование этого мира сегодня, когда вокруг развелось столько парапсихологов, экстрасенсов и даже людей, не стесняющихся прямо называть себя шаманами и колдунами!

Объяснить все их действия с материальной точки зрения невозможно. А результаты их деятельности налицо: сколько сегодня людей, которые жалуются, что их испортили, заколдовали! Правда, святые отцы говорят, что нас портят не колдуны, а наши грехи. И это действительно так, Господь попускает темным силам (а именно к ним обращаются любого рода чародеи, будь то белые или черные маги) некоторую власть над людьми падшими или теми, кого уже никакой силой, кроме такой скорби, не остановишь. Да, у таких людей нарушена психика, но причина ее нарушения не материальная - в воздействии на этих людей темных сил из духовного мира.

При известном желании многие, даже самые трудно понятные действия этих сил можно объяснить в терминах учебника психиатрии. Но при этом нужно помнить, что демонские силы - реальность; и если больной говорит, что в нем сидит кто-то, подчиняющий себе его волю, то он не лжет; и если больной говорит, что не видим мы - он тоже не лжет.

В одном из житий святых описывается случай массового психоза: колдун «превратил» неугодного ему человека в коня. Разумеется, человек так и остался человеком, но темные силы вторглись в его сознание и внушили ему, что он конь. И он вел себя как конь: ржал и ел траву. Более того, темные силы так воздействовали на окружающих, что они, глядя на этого человека, видели коня.

А святой, неподвластный демоническим силам, смотрит на него и видит человека, одержимого демонической силой. Святой молится, демоническая сила отходит от страждущего; и одержимый, и все окружающие изумлены, не понимают, что с ними было. Западные психиатры любят цитировать сказки, находя в них примеры различных моделей поведения. Приведем и мы пример из сказки «Аленький цветочек». Девушка видит, что тот, который для всех остальных чудовище, прекрасен, и то, что она видит закрытое от других, разрушает злые чары, и уже и другие видят его человеком. Потому помните - только человек любящий, с чистым сердцем не подвластен демоническим силам, он подлинно духовно здоров.