Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная Москва»

БЕЗСТЫДСТВО

Представьте, дорогой читатель: идете вы по шумной городской улице, а навстречу вам девица в лифчике и трусиках с кружавчиками, которые почти ничего не прикрывают. Она не дает вам не заметить себя и с улыбкой говорит: «Как вам нравится мое белье? Спешите купить! Это очень престижно!» Такая встреча может состояться и у стен православного храма, и на остановке. А на месте нас с вами, взрослых людей, может оказаться малыш, который по-детски широко откроет глаза и замрет в недоумении от неожиданного появления на улице голой тети.

Увы, это не фантазия. Не так давно на улицах появились плакаты, удивившие даже тех, кто уже давно перестал чему-либо удивляться: на этих плакатах почти совершенно нагие девушки призывают нас купить то, что едва прикрывает наготу... Но лгут лукавые надписи. Слишком очевидно, что не любой полезный в быту предмет может рекламироваться на уличных щитах, что каждый народ имеет нравственные устои, которые накладывают на выбор таких предметов свойственные его культурной традиции ограничения. Не белье рекламируют господа рекламодатели, а растление русской женщины.

Здоровое нравственное чувство человека, пусть даже безрелигиозного, не может не возмущаться этим наглым выставлением напоказ того, что должно быть сокровенным, этой наглой рекламной проституции под благовидным предлогом «рекламы товаров». Но что должен чувствовать православный христианин, понимающий всю гибельность для своего народа подобной рекламы? Каждый раз при выходе из метро он получает плевок в лицо - некто невидимый как бы говорит ему: «Здесь я хозяин! Что захочу, то и выставлю! А тебя загоню в тараканью щель!»

Я понимаю тех, кто, не тратя лишних слов, берет пузырек с чернилами и запускает в похабный плакат. Сколько можно испытывать наше терпение? Вы, лишенные чувства Родины и ответственности за нее, наносите оскорбление нашему как религиозному, так и национальному чувству. Вы устанавливаете ваши плакаты, не сообразуясь ни с чем, вы не стыдитесь даже близости святых храмов - значит, вас не убедят слова... Нельзя плевать в лицо человеку бесконечно.

Не могу сказать точно, когда появился этот плакат, но на Рождество и Крещение он уже красовался. Трижды черные чернила прикрывали бесстыдно выставленное напоказ тело, и трижды те, в чьем ведении находится рекламный щит, возобновляли демонстрацию непристойной рекламы. Деньги, очевидно, заплачены на определенный срок, а все остальное не имеет значения. В праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» плакат был замазан в четвертый раз...

Защитники «демократических свобод» скажут с усмешкой, пожав плечами: не нравится - не смотрите! У нас свобода! Ну хорошо, поборники «невежественной свободы», вы имеете возможность издавать журналы по своему вкусу и помещать там какие угодно картинки, А я имею возможность не брать такие журналы в руки и запрещать смотреть их своим детям. Но по какому праву вы не оставляете мне возможности идти по улице и спокойно смотреть по сторонам, не встречая плакатов, оскорбляющих мое нравственное чувство? Свобода в человеческом обществе предполагает естественное ограничение свободы каждого индивида, чтобы сохранить свободу другого. На улицах я не должна видеть картинок, которые в моем понимании (а оно в данном случае основано на всей многовековой культуре нашего народа, всех его слоев) являются нецеломудренными. Помню, моя бабушка учила меня в детстве так развешивать выстиранное нижнее белье, чтобы оно не бросалось в глаза, чтобы людям не было видно, что именно развешено, - а она была из крестьянской семьи. И желали бы вы видеть на таком плакате фотографию своей жены или дочери? А вы, добропорядочные граждане, терпящие на улицах города такую рекламу и оправдывающие ее существование «коммерческой необходимостью», желали бы, будучи старыми и немощными, питаться от доходов внучки-проститутки?

Сколько стоит нравственность народа, которую позволяется сейчас в нашей стране растлевать беспринципным дельцам? В стране, где алкоголизм находится на грани национального бедствия, позволительно рекламировать водку? Сколько людей пытаются излечиться от этого страшного болезненного пристрастия, ищут врачей, изобретают какие-то способы защиты от постоянного желания выпить - а на улицах, на остановках городского транспорта, на дверях метро, наконец, их окружают плакаты, призывающие: «Не нарушай традиций!» Выпей! Только, смотри, нашу водку, а не конкурента! Это - «дело принципа»! И когда почти все девочки-старшеклассницы курят и ходят не стыдясь по улицам с сигаретой во рту, время от времени залихватски сплевывая на тротуар, можно ли рекламировать сигареты? Вопросы эти риторические для всех, кто любит Россию, кто понимает, что никакие экономические трудности не оправдывают торговли здоровьем народа. Ответы на них очевидны.

Лет пятнадцать-двадцать назад в печати промелькнуло сообщение, что конгресс США принял решение о запрещении рекламы сигарет. В стране длительное время велась кампания против курения, за оздоровление нации. Почему мы не учимся за границей тому, что достойно подражания? Кстати сказать, и Европа, и Америка умеют хотя бы выглядеть пристойно. Раз уж общество не может изжить какое-либо зло, оно, по крайней мере, не выставляет его напоказ, не предоставляет ему статус нормального явления общественной жизни.

А.Воробьева