Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Семейная православная газета», г.Москва

МАКИЯЖ

По-разному относятся в храмах к вызывающе одетым и накрашенным людям. Где-то их попросту не впускают в церковь. А в Царицыне - даже не делают замечания. Священник Александр Лаврин объясняет:

- Ведь любое наше замечание с оттенком осуждения выбивает нас из спокойного, нормального состояния. Можно объяснить человеку, что в таком виде в храм приходить просто бессмысленно. Ведь мы очень зависимы от того, как одеты, как выглядим. И если специально меняем или обихаживаем свою наружность для того, чтобы она стала ярче, то нам уже не до внутренней жизни. На улице, в департаменте, в храме мы все время будем смотреть, обращают ли на нас внимание. Мы уже смотримся в другого человека, как в зеркало, ждем оценки. Когда оценка не такая, как хотелось бы, то начинаем расстраиваться, сникать, обижаться. Какая пустая, иллюзорная, непонятная работа! Это все накладывает отпечаток на отношения с людьми, а главное - на отношения с Богом в церкви. Как тут молиться? Хорошо, если забудем о макияже. Тогда зачем он? В церковь краситься абсолютно бессмысленно: либо одно, либо другое.

- А не в церковь?

- То же самое. Красоту мы созерцаем. Сам на себе человек ее видеть не может, то есть хочет произвести впечатление на окружающих. Кстати, по старым английским законам (до сих пор они есть, другое дело, что ими, возможно, не пользуются) муж имеет право на развод, если докажет, что супруга перед свадьбой пользовалась косметикой и выглядела не так, как есть на самом деле.

Прибегая к косметике, мы как бы говорим: то, что у Бога недополучилось, я подправлю. Христиане рассуждают иначе: необходимы аккуратность и собранность. Тогда на первый план выходит не то, как я выгляжу в глазах окружающих, а то, чтобы не раздражать людей небрежностью, чтобы мой вид никого не соблазнял.

Современная косметика очень нарочита. Ее эстетика либо кровожадная (алые губы и ногти), либо мертвящая (коричневые, фиолетовые оттенки). Очень четкая тенденция. Можно сказать, что это надуманно, но ассоциации - прямые, других нет.

Часто девушки, женщины, которые начинают ходить в церковь, постепенно отказываются от макияжа. Их лица становятся мягче, глаза - добрее, они не агрессивны, исчезает выжидательный взгляд, который всегда бывает, когда есть косметика.

Иногда косметикой пользуются просто потому, что комплексуют: я некрасивая, как на меня люди посмотрят... Но ведь общаясь с людьми, мы обращаем внимание не на косметику, а слушаем голос, воспринимаем тон, с которым к нам обращаются, чувствуем, как смотрят на нас глаза собеседника.

- Но встречают-то по одежке?

- Когда видишь человека в первый раз, можешь обратить внимание на все: на лицо, одежду, головной убор, руки. Но проходит несколько минут беседы - и это уходит на задний план. А если постоянно с кем-то общаешься, то заметишь только неаккуратность, небрежность. Будет ли что-то на лице - не имеет значения. Так зачем тогда косметикой пользоваться?

Курильщики часто не могут бросить курить, хотя и видят свое страшное рабство. Косметика приводит к такому же рабству. Трудно бросить ее, когда годами этим занимался.

Но мы обращаем внимание в человеке на другое. Смотрим не на глаза, а в глаза.

Н.Голдовская