Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Покров». Курьер РПЦ в Германии

ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ

Как появилось Православие в самом сердце Африки, на экваторе? Известно, что еще в начале ХХ века африканский континент был покрыт сетью колониальных владений Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Германии и Испании. Независимыми государствами бфли фактически только Эфиопия и маленькая Либерия.

Британской колонией было в начале ХХ века нынешнее независимое государство Кения, в котором впервые и появилось «черное» Православие. Именно здесь в 1929 году возникли две ассоциации преподавателей из племени кикуйю, которые не зависели от Миссии церкви Шотландии, в основном контролировавшей школьное образование в стране. Эти две ассоциации тогда открыли свои собственные школы, и с этого времени многие учащиеся и преподаватели покинули иностранные миссии, чтобы объединиться между собой и создать некую новую «африканскую церковь», отличающуюся от протестантских «белых церквей».

Несколько раз Кению посещает «епископ Африканской Православной Церкви в Южной Африке» Даниил Александр. Эта «церковь», как и «африканская церковь кикуйю», не имела общения ни с одной поместной Православной Церковью, она не была канонической. Даниилу Александру неоднократно приходилось встречаться с вождями кикуйского антиколониального движения, а в ноябре 1935 года ему даже удалось заложить семинарию и рукоположить двух священников и диаконов.

Руководители Африканской Православной Церкви начинают вести переговоры с Александрийским Патриархатом о переходе под его юрисдикцию, чтобы тем самым положить начало каноническому бытию новой Церкви.

В 1946-1952 годах Православная Церковь в Кении быстро развивается, но в 1952 году в стране вспыхнула партизанская война против колониального режима под названием Мау-Мау. В ответ на это власти вводят чрезвычайное положение. Было закрыто большинство православных храмов, а многие церкви и школы были просто-напросто сожжены. Основная масса православного духовенства была заключена в концлагеря.

После того, как Кения и Кипр почти одновременно добились своей независимости, дружеские связи установились между их руководителями — архиепископом Макариосом lll, первым президентом Кипра, и Джомо Кениатой, первым президентом Кении. В 1970 году архиепископ Макариос lll посетил Кению с государственным визитом. Он был поражен как нищетой местной Православной Церкви, так и крайней бедностью кенийского народа. Визит 1971 года уже не носил официального характера. Это был визит предстоятеля братской поместной Церкви, протянувшей руку помощи своей бедствующей сестре. В этом же году архиепископ Макариос закладывает первый камень в основание православной семинарии на территории, выделенной президентом Кениатой. Тексты литургии, утрени, вечерни, чинопоследований крещения, заупокойных служб и т.д. были переведены на 11 национальных языков.

Еще в 1958 году Александрийским патриархатом было создано Иринопольское архиепископство для подготовки пастырей в Кении, Уганде и Танзании. Вначале резиденция архиепископа располагалась а Дар-эс-Саламе, затем — в Канспальне, и, наконец, сейчас она находится в Найроби. В 1982 году группа семинаристов совершила поездку на северо-запад страны, где среди племени туркана проповедовала Православие. На следующий год 156 человек были крещены. В настоящее время во многих храмах этого региона литургия уже совершается на местном наречии.

Православные Уганды имеют своего собственного митрополита Феодора, находящегося в подчинении у Иринопольского архиепископа. Владыка Феодор стал первым известным в истории «черным» епископом Православной Церкви.

На западном побережье озера Виктория проживает и большинство православных Танзании. В городе Букоба находится резиденция местного епископа Джонаса, также африканца по происхождению. На него возложено руководство Православной миссией в Танзании.

В жизни любой православной общины когда-нибудь да происходят чудеса. Интересный случай произошел в деревне Коньябугуру, расположенной в 16 километрах от епархиального города Букобы. Литургическая жизнь в этой деревне началась в 1974 году, когда сюда прибыл с благовестием священник Сосфен Клонга. Коньябугуру находится в засушливой местности, и сюда долгое время не прибывала вода. Жителям деревни приходилось в поисках воды проделывать огромный путь. И вот чудо! После молитв отца Сосфена появился неожиданно источник, который впредь более не иссякал. Этот чудесный случай привел в Православие не только жителей Коньябугуру, но и многих других людей. В 1990 году в деревне был создан постоянно действующий приход и была построена церковь, освященная во имя св. Антония. Литургия в храме совершается два раза в месяц. Каждый раз за богослужением присутствует 150 человек, половина из которых причащается. Местным языком считается кихайя, но при совершении богослужения используется государственный язык Танзании — суахили.

На данный момент Западно-Африканское архиепископство территориально охватывает 22 страны, и поэтому местному архиерею большую часть времени приходится проводить в аэропортах, чтобы посетить все приходы своей паствы.

В Камеруне существует значительная греческая община. Некоторые рабочие с северо-востока Камеруна, которые работали на плантациях, принадлежащих грекам, также стали православными. Они относятся к племени тубури, которое обитает на границе с Чадом.

В столице государства Гана — Аккре, православная община существует с 1983 года, а 28 октября 1994 года в городе был освящен Преображенский собор.

По состоянию на июнь 1994 года Зимбабвейская епархия, включающая в себя Зимбабве, Замбию, Мозамбик, Ботсвану и Мадагаскар, насчитывала 12 православных общин с тремя священниками. В настоящее время осуществляется перевод литургии свт.Иоанна Златоуста и других литургических текстов на местный язык шона.

Православие в «черной» Африке не ограничивается только этими странами. Довольно стабильные православные общины существуют в Заире, Замбии, ЮАР. В последней существует самостоятельная Йоханнесбургская епархия, созданная еще в 1931 году для греческой диаспоры. На 1994 год в Южной Африке было 14 приходов и 15 священников Александрийского Патриархата. В 1997 году в АФрике были открыты еще четыре епархии: в Гане, Нигерии, Танзании и на Мадагаскаре. В Африке пока нет православных монастырей, а ведь именно они играют большую роль в распространении Православия.

Владимир ГОЛУБЦОВ,
студент МДА