Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Русь Державная», Москва

НЕОЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Мы живем в такое сложное время, когда многим из нас чаще приходится присутствовать на похоронах, нежели становиться свидетелями рождения новых членов общества. Своими наблюдениями, произведшими на меня глубокое впечатление, мне и хотелось бы поделиться с читателями газеты. За последние годы покойников все чаще стали отпевать заочно. Не так давно умер отец моего друга, и его родственники, зная, что я чаще, чем кто-либо из них, посещаю церковь, поручили мне оформить заочное отпевание. Будучи уверенным, что смогу без особого труда выполнить их просьбу, я отправился в один из московских храмов. Подойдя к священнику, чтобы выяснить некоторые детали, связанные с этой процедурой, я был несколько обескуражен его неожиданными вопросами. В первую очередь он спросил, был ли покойник верующим и часто ли он исповедовался. Увы, на оба этих вопроса я не мог дать положительного ответа. Тогда батюшка поинтересовался, зачем же я за него прошу, пытаясь насильно привести его к Богу, коли он сам, живя в миру и обладая свободной волей, не изъявлял свободного желания? Ведь если он в свое время всерьез задумался над вопросами бытия, тогда Господь наверняка помог бы ему познать истину. Я вспоминаю наши с ним мирные дискуссии, касавшиеся веры, и с сожалением констатирую: в Бога-то он не верил, хотя некоторые проблески веры иногда в нем проявлялись. Теперь его душа должна будет предстать пред Богом, и все его дела обнажатся. Конечно же, наступит и прозрение, и раскаяние в содеянных грехах, но изменить уже ничего невозможно. Единственное, что в какой-то степени может смягчить его участь, так это наши молитвы за него и поминовения.

Этот человек, насколько я помню, открыто не богохульствовал, а как быть с теми, у кого словесный яд изрыгается постоянно? Нередки случаи, когда такие люди после того отходят в иной мир, а затем являются своим родственникам в сонном видении, прося молитвенной помощи и поминания, дабы хоть немного облегчить свои страдания.

Кстати, о поминании. Издревле ведется традиция собирать после похорон родных и близких покойного, устраивая застолья. Непременным атрибутом их является наличие на столах водки и других спиртных напитков. Самое прискорбное, что обычно и покойным ставится стопка с водкой, да еще на нее положат кусок хлеба. С каких времен пошел этот обычай, я не знаю, но то, что он наносит вред душе покойного, — это несомненно. А уж о наличии на столах пищи животного происхождения в период Великого поста и говорить не приходится. Еще более кощунственную картину я наблюдал в прошлом году во время похорон своего родственника — вернее, его урны с прахом. Как известно из Библии, Господь сказал согрешившему в раю Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3,1). Из этих слов Господа явствует, что человеческое тело после смерти необходимо предавать земле, а не брать пример с язычников. Но это еще не все: рядом с урной закопали пачку сигарет! И снова мне не удалось этому воспрепятствовать. Я сам курил около двадцати лет, и вот однажды один священник заметил, что люди, подверженные этой пагубной привычке, возносят тем самым воскурение дьяволу! С тех пор я избавился от этого недуга.

Рассматривая эти примеры, невольно задаешься вопросом: вероятно люди, провожая покойного в иной мир, надеются, что его жизнь будет иметь свое продолжение, иначе бы не снабжали его в дорогу водкой и сигаретами: но почему в таком случае они не хотят представить ситуацию, как душа покойного предстанет пред Господом с подобным багажом? Самое любопытное, что спички-то они в могилу не кладут, — видимо заранее предполагая, что он будет прикуривать от адского огня.

Мне хотелось бы также поделиться впечатлениями после посещения кладбища. Поражает обилие всевозможных памятников. Многие из них стоят больших денег. Легко понять чувства людей, потерявших своих близких и пытающихся хоть как-то выразить свою любовь к ним. Но здесь невольно возникает вопрос: а нужны ли они покойным? Не являются ли эти гранитные и мраморные глыбы препятствием на пути в Царствие Небесное для упокоенных под ними? Хорошо еще, если на них выгравированы православные кресты, а то ведь довольно часто над могилой человека, крещенного по православному обряду, красуется пятиконечная звезда, пентограмма — символ, безусловно, антихристианский!

Вот такие грустные впечатления остались у меня после присутствия на недавних похоронах.

Юрий Лопинов