— Можно ли увидеть ангелов? — Святой Исаак Сирин говорил: «Не то велико, что христианин видит ангелов, а вилико то, что он видит свои грехи». Вообще, святые отцы предупреждали о том, что необходимо опасаться всякого рода видений, потому что они могут ввести человека в духовное заблуждение — так называемую «прелесть». Будучи духовно неопытными, многие принимают за ангельские видения явления демонов. Апостол Павел предупреждает: «Сам сатана принимает вид Ангела света»(2 Кор.11,14), чтобы соблазнить верующих.
"Православное слово", Нижний Новгород
— Батюшка сказал, чтобы в нашей церкви свечи, купленные в других храмах, не ставили, что это бесполезно. Но у нас они дороже, и некоторые покупают там, где дешевле. А есть ли разница? — Свечи, возжигаемые в православных храмах, — это наша жертва Богу, символ прежних ветхозаветных жертв и всесожжений, которые приносил первосвященник в Иерусалимском храме. Для этой цели пригодны все свечи, которые произведены по благословению священноначалия Церкви и освящены. С этой точки зрения не имеет значения, в каком православном храме куплены свечи и в каком поставлены, потому что истинная жертва Богу — молитвенное состояние души, с которым верующий ставит свечу.
Если прихожанин хочет помочь своему храму, то будет понятно его решение о приобретении свечей через свой приход. Однако требование некоторых священников об обязательном приобретении свечей только в их храме ничем не оправдано.
Нельзя не сказать о практике Даниловского и Донского монастырей — там нет продажи свечей. Каждый может бесплатно взять нужное ему количество свечей из ящика и по своему желанию и средствам сделать денежное пожертвование.
"Воронеж православный"
—Как поступать с иконами и другой святыней, если они пришли в негодность? Ветхую святыню — божественную икону, честный крест — не следует отвергать, выбрасывать, но постараться исправить, починить, а если она настолько ветха, как, например, икона «никакоже имеюще вписанных образ святых»,то святыню следует зарыть в землю «со всяким почтением» в месте, где она не может быть осквернена.
Если кто одолжит денег и не возвратит, будет ли душевная польза для тех, кто давал в долг деньги и не получил их обратно? Господь во святом Евангелии сказал:«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный...» Из этих слов Христа видно, что если мы простим долг тому, кто не отдал нам, то это зачтется нам за милостыню; но если мы, не получивши долга, будем иметь гнев на таковых и в сердце будем жалеть об этом, то, конечно, не будет нам никакой душевной пользы от невольной милостыни. Поэтому, если случится, что кто-либо не отдаст по бедности или даже по нежеланию того. что должен нам, то мы обязаны сказать:«Бог с ним, пусть попользуется на здоровье» изатем забыть совершенно этот долг; тогда это будет считаться добрым делом с нашей стороны, а «всякре даяние», даже иногда и вынужденное, будет полезно нам в будущей вечной жизни.
"Верую!", Иркутск
— Как можно утешить тех, кого обокрали? — Терпеливое перенесение потери сокровищ равносильно добровольной раздаче милостыни.
— Можно ли в случае смертельной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это бесполезно? — Лучше перед монахом, и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.
"Благовест", Рязань
- Можно ли просить смерти? - А готов ли? Попросишь, а не готов. Бог-то задерживает тебя на земле, надеясь, что ты еще раз покаешься, помиришься, как бы вразумляет. Такая милость Божия! А тут: «Все, бери меня. я готов». Гордость это. Бог знает, когда будешь готов — и тогда возьмет.
— В каких случаях можно пригласитьь священника к больному? — В любых. К больному вообще надо приглашать священника, потому что причиной многих болезней может быть неправильная предыдущая жизнь, которая изменяется, исправляется через покаяние. Но есть такое церковное правило: если человек может прийти в церковь сам, даже из последних сил, он должен это сделать.