Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Православная газета", Екатеринбург

Протоиерей Сергий ЩУКИН

О ДУХОВНОМ И ДУШЕВНОМ

В наше смутное время теряется различие между духовным и душевным. Отсюда вся «бездуховность» многих христиан, даже и проповедников, о которых Слово Божие говорит: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (Тим. 3, 5). Как легко и незаметно христианская духовность подменяется чистой душевностью!

Апостол Павел пишет в первом Послании к Коринфянам: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая душевное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 12-14). «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3, 1).

Что мы называем «душевным»? В чем различие между плотским, душевным и духовным? Тело — физическое; душевное — это внутренний мир человека, связанный с телом: разум, чувства, радости и печали, свойственные всем людям, включая и эгоистические проявления гордости, зависти, тщеславия, честолюбия... Другими словами, душевность — это жизнь нашего маленького «я», старающегося все обращать в свое угождение.

В Послании к Галатам, перечисляя «дела плоти», апостол Павел называет не только грубые грехи тела (блуд, нечистота, пьянство, убийство), но и душевные, а именно: вражда, ссора, зависть, гнев, соблазн, ереси, бесчинство. Значит, все эти грехи вытекают из того, что внутренняя жизнь человека находится во власти плоти, то есть в нем господствуют одни эгоистические побуждения. О них апостол Павел говорит: «дела плоти известны» и далее «...поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

В противовес им ставятся плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 22-25).

Отсюда ясно, что мы во всей христианской жизни должны искать того, что украшает наш дух, возвышает его: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8). Физическое и душевное — временно, оно погибает вместе с нашей смертью и никакого плода духовного нам не принесет. Но все духовное — вечно, оно-то и может достигнуть вечности, войти в Царство Божие.

Главная задача христиан — заботиться больше о внутреннем, невидимом, вечном: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется... ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 16-18).

Идя в храм, мы ждем того, что укрепляет и развивает наш дух. То же и в нашем общении и встречах. В храме мы молчим, а здесь можем назидать друг друга и обмениваться мнениями: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поругание, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14, 26).

Православный храм и богослужение всегда воздействуют на нашу духовную сторону, ибо чин церковной службы поднимает нашу душу «горе».

Книги и журналы по церковным вопросам различны по своему содержанию: одни питают дух, другие захватывают вопросы неглубоко и формально. Святоотеческие же творения и писания святых подвижников всегда насыщены глубоким духовным смыслом, ибо авторы их рассматривают все вопросы с точки зрения вечности.

Наибольшей духовностью исполнены книги Священного Писания, этой подлинной Славы Божией, которая имеет дело только с областью духа, чуждаясь временных интересов. Поэтому так велико ее воздействие на душу. По слову апостола Павла: «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).